По Москве плывет такси
Не успели первые самолеты-авиатакси взмыть над Москвой, как городские чиновники задумались над новым транспортным проектом - водным такси. Во вторник на заседании правительства города мэр Москвы поддержал идею создания флотилии из 80 катеров, которым будут не страшны столичные пробки. Впрочем, освоить водное пространство будет не менее сложно, чем воздушное: все крупные реки и водохранилища являются не московской, а федеральной собственностью.
Концепция "Развитие водного такси в Московском регионе" очень схожа с уже давно одобренной программой создания водного пассажирского транспорта столицы, утонувшей где-то в недрах мэрии. Но если в той программе чиновники предлагали использовать для регулярной перевозки пассажиров по Москве-реке специальные катамараны, способные взять на борт до 50 человек, то водное такси обещает стать более эксклюзивной услугой. Желающих добраться на работу или дачу водным путем будут принимать на борт маленькие скоростные катера, способные вместить от 5 до 12 человек.
По замыслу посадка и высадка будет осуществляться на 96 технических причалах ГУП "Гормост", расположенных как в пределах города, так и в ближайшем Подмосковье. После небольшой реконструкции эти пристани оборудуют пассажирскими трапами, кассами по продаже билетов и небольшими залами ожидания. Также в районе новых пристаней будут построены перехватывающие парковки, где потенциальные пассажиры смогут оставить свои машины.
Для перевозки пассажиров решено использовать модернизированный катер на подводных крыльях "Дельфин", водоизмещающий катер КС-700, глиссирующий катер КС-700 и новое судно, сделанное на базе катера Vripack Cutter 965 на одной из российских судостроительных верфей. Проезд в пределах города будет стоить около 500 рублей, а мини-поход за пределы МКАД обойдется в 700.
Кроме того, что такие катера смогут курсировать по реке в качестве маршрутных такси, мы собираемся создать и систему заказа водного транспорта, сообщил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц. То есть катер можно будет вызвать к любой из пристаней. Для этого создадим диспетчерскую службу, которая сможет отслеживать движение всех катеров. Первые два маршрута можем запустить уже в 2007 году.
По словам Липсица, география передвижения водного такси тоже определена. Московский водный бассейн состоит из 4 бьефов (зон), разделенных между собой шлюзами: северный бьеф, западный, южный и центральный. Маршрутные перевозки будут осуществлять только в пределах одного бьефа, но на заказ такси смогут проходить и шлюзы. То есть москвичи смогут по воде добираться от пристани на Парке культуры до подмосковного пансионата где-нибудь на Клязьминском водохранилище.
На первом этапе организация водного такси обойдется примерно в 6 миллиардов рублей, но из городского бюджета на это не уйдет и копейки, убеждал министров инициатор затеи заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе (напомним, он же и автор затеи с авиатакси, которую недавно, после трех лет финансирования, мэр признал непродуманной). Расчеты экспертов показали, что за одну навигацию на водном такси легко можно заработать до 400 миллионов рублей. Именно поэтому реконструкцию пристаней и закупку флота спокойно можно возлагать на инвесторов. Город будет только контролировать этот процесс. У нас даже есть компания, которая может с этим справиться, ГУП "Берега Москвы".
Между тем большинство приглашенных на слушания экспертов отнеслись к проекту скептически. Во-первых, не понятно, выдержат ли такую нагрузку московские шлюзы, которые находятся в плачевном состоянии. Во-вторых, для полноценной работы такси 96 пристаней явно не хватит, а на строительство новых в бюджете денег не предусмотрено. В-третьих, не понятно, какие документы должны получать капитаны водных такси и кто будет контролировать их деятельность: представители федеральных служб, в чьем ведении находится река, во вторник не выступали.
Кроме того, Москва-река год от года мельчает. Сейчас, чтобы держать в ней нужный уровень воды, специальные насосы "Мосводоканала" постоянно накачивают в реку воду, из-за чего рельеф дна меняется и требует постоянного выравнивания. Раньше этим занимались столичные власти, но сейчас эти функции также перешли к федералам.
Раздосадованный всеми этими "но", Юрий Лужков отправил концепцию на доработку, хотя и счел ее весьма своевременной.
Только срок навигации надо увеличить, а то он у нас слишком короткий, неожиданно закончил градоначальник.
Для этого, видимо, придется договариваться не только с федеральной, но еще и с небесной канцелярией. Сейчас по погодным условиям навигация в Москве начинается в апреле, а заканчивается в октябре.
Гондолы и речные автобусы борются с пробками в Европе
В задыхающихся от пробок европейских мегаполисах речной пассажирский транспорт существует уже несколько десятилетий. Так, жители французской столицы уже смирились с тем, что Сена стала двадцать первым округом Парижа. И если еще в начале 80-х прошлого века река выглядела точь-в-точь как на парижских пейзажах Альбера Марке собор Нотр-Дам смотрелся в тихую гладь вод, по которым плыл одинокий буксир, то сегодня сотни речных трамвайчиков, как пассажирских, так и туристических, сливаясь с баржами и катерами, образуют пробку, мало чем отличающуюся от автомобильной.
Особенно активно речной пассажирский транспорт развит в Праге. Речные трамвайчики курсируют по Влтаве каждые полчаса. Поездка через весь город и обратно занимает всего лишь 75 минут. Аналогично используются акватории в Амстердаме, Вене, Берлине и Лондоне. Безусловно, не отстают и итальянцы. Речное такси, речной автобус (vaporetto) и гондола главные средства общественного транспорта в Венеции.