"Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!"

Зима преподносит автолюбителям свои сюрпризы. То резину надо менять, то думать, как на морозе завестись, то вдруг что-то в ней "полетело"... А если сломалась машина, которая еще на гарантии? Как грамотно себя повести? О каких правах и обязанностях сторон следует помнить в момент обращения на сервисную станцию? За ответом на эти вопросы наш корреспондент Марина Панова, на личном опыте испытавшая прелести гарантийного ремонта, отправилась к эксперту - директору фонда "Центр независимой потребительской экспертизы" Елене Козьяковой.
"Не заводится - привозите на сервис за свой счет"
Новенькая иномарка из автосалона - предел мечтаний автолюбителя. Когда мы с мужем накопили двадцать три тысячи условных единиц на покупку новенькой японской иномарки, слово "гарантия" сладко кружило голову. Подумать только - на целых три года мы застрахованы от нервотрепки: запас заводской прочности практически гарантирует отсутствие поломок, а уж если какой-нибудь брак изготовителя все же обнаружится, то ремонт на сервисной станции нам поднесут на блюдечке с голубой каемочкой!
Разочарование ударило с первым крепким морозом за тридцать. Зимняя "премьера" не состоялась: новенький автомобиль не захотел заводиться в холодном гараже. Делать нечего, и муж набрал телефон сервисной станции.
- Приезжайте, посмотрим, в чем дело, - вежливо ответили на том конце провода.
- Помилуйте, но как же мы приедем, если машина не заводится!
- Мы пришлем эвакуатор, только вы оплатите его услуги.
Что тут неправильно? Комментарий эксперта
- Первая ваша ошибка - вы не спросили имя и должность работника, с которым разговариваете. Все переговоры ведите исключительно с уполномоченным лицом - инженером по гарантии.
Второе. Полистали ли вы сервисную книжку, перед тем как позвонить? Как правило, в ней прописаны условия эвакуации автомобиля. Наверняка в перечне гарантийных обязательств продавца - а в вашем случае представителем продавца выступает сервисная станция - вы прочтете: "При невозможности доставки автомобиля для проведения гарантийного ремонта своим ходом услуги эвакуатора владельцем автомобиля НЕ ОПЛАЧИВАЮТСЯ".
На вашей стороне также Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 18. Читаем: "Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта осуществляется силами и за счет продавца". Сервисная станция обязана предоставить вам эвакуатор бесплатно. Если же по каким-то причинам вы сами хотите доставить свою машину на станцию - наняв, к примеру, платный эвакуатор в сторонней фирме - пожалуйста. В этом случае продавец обязан компенсировать ваши расходы.
Но имейте в виду: услуги эвакуатора - по закону - предоставляются вам бесплатно только в том случае, если поломка автомобиля будет признана как следствие брака производителя. Если же поломка случилась по вашей вине - из-за нарушений правил эксплуатации или умышленного повреждения, - то продавец вправе требовать с вас сумму расходов по транспортировке автомобиля к месту ремонта.
"Двигатель настроен на минус 24 градуса"
Скажу сразу: сервисную книжку мы не читали. А зря! В ней и впрямь написано - в этом я убедилась задним числом, - что эвакуация автомобиля осуществляется за счет продавца. А ведь знай это, мы легко бы поспорили с вымогателем незаконной оплаты эвакуатора.
Между тем наша эпопея продолжалась. От услуг платного эвакуатора мы отказались, громко повозмущавшись на кухне, и стали ждать, когда спадут морозы. Поскольку из разговора с вымогателем узнали, что такими незаводящимися, как у нас, иномарками забита вся сервисная станция. Причина? Нам объяснили так: сборка машин производится в Англии, где зимой температура крутится около нуля градусов, поэтому двигатель отрегулирован так, чтобы он заводился при реальных температурах. То есть максимум при минус 24, поскольку в Европе ниже уже некуда. А в России есть куда.
Но российских продавцов-дилеров это не волнует. Точнее, волнует, но только в том смысле, что на перенастройку двигателя требуются дополнительные ресурсы, а следовательно, лишние расходы. Вот на русское авось все и рассчитано - вдруг повезет с мягкими зимами? Или с покладистыми покупателями - все равно те привыкли, что их где-нибудь да обведут вокруг пальца...
Что тут неправильно? Комментарий эксперта
- Если бы при покупке машины вам сказали, что при минус 25 она не заведется, вы бы задумались: а стоит ли ее покупать? Может, лучше купить другую марку? Но от вас скрыли или не предоставили информацию, не вписали ее в сервисную книжку. Таким образом, вас лишили возможности выбора. Это нарушение одного из основных прав потребителя - права на информацию.
Теперь вы имеете право выбрать любое требование, изложенное в Законе РФ "О защите прав потребителя", - от соразмерного уменьшения покупной цены до замены автомобиля или возврата денег - и предъявить его продавцу. В письменной, разумеется, форме. Фирме-продавцу закон отпускает 10 дней на удовлетворение вашего требования. В случае отказа его удовлетворить вы вправе обратиться в суд.
"Судиться не стали, но боимся новых морозов"
Тягаться с дилером, продавшим нам автомобиль, не подготовленный к работе в условиях российского климата, мы не стали. Да и не знали в тот момент про "право потребителя на информацию"!
Короче, все же дождались мы потепления. Обежав к тому времени магазины всего города в поисках специального - редкого и совсем не дешевого! - ключа. При его помощи супруг вывернул свечу зажигания, почистил, ввернул обратно - и машина завелась как ни в чем не бывало.
Больше сильных морозов не было. Мы отделались шестью потерянными днями и дюжиной проклятий в адрес всемирно известной фирмы и ее здешнего дилера... Но вот пришла вторая зима, наступают новые холода. И мы опять сидим и трясемся: а ну как опять ударят морозы!
Что тут неправильно? Комментарий эксперта
- Вы ведете себя неграмотно. Необходимо заехать на сервисную станцию и на имя руководителя фирмы-продавца написать заявление. В нем опишите ситуацию, в которую попали прошлой зимой, и обозначьте ваши издержки - моральные и материальные.
Попросите продавца разобраться в причинах и обеспечить запуск двигателя в условиях климата той местности, где вы покупали машину. В противном случае пусть продавец заберет машину и вернет вам деньги, чтобы вы могли купить автомобиль, способный заводиться в условиях местных зим.
Помните, что ваше заявление должно быть зарегистрировано по всем правилам служебной документации, при этом его копия, а по сути второй экземпляр остается у вас. Для подстраховки. В случае развития ситуации в невыгодную для вас сторону этот документ явится весомым аргументом для судьи.
Как долго может тянуться гарантийный ремонт?
Вот проблема, с которой приходится, увы, сталкиваться многим владельцам даже вполне солидных иномарок. Одно дело, если вас ограничивают в праве пользоваться вашей законной собственностью на день, максимум на два. А каково остаться без машины - купленной, между прочим, очень даже задорого! - на неделю, на две, на месяц?!
Вправе ли автовладелец диктовать сроки гарантийного ремонта? Или регламенты определяются строго по закону?
Отвечает Юрий Иванов, руководитель отдела автотехнической экспертизы ЦНПЭ.
"Если сроки гарантийного ремонта не отражены в договоре купли-продажи автомобиля или в сервисной книжке - а такое "умолчание" общепринято, - то автовладелец может потребовать устранения дефектов производственного характера немедленно или хотя бы в течение суток. Такое право обеспечивает ему статья 20 закона РФ "О защите прав потребителя" ("Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем или продавцом НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО").
Но помните, что ваше требование должно являться документом - то есть подавать его следует не в устном, а в письменном виде и с соблюдением норм регистрации входящей документации.
Такой документ дисциплинирует продавца (сервисную станцию) и наверняка ускорит ремонт. Поскольку просрочка в удовлетворении требования потребителя (автовладельца) чревата для продавца-дилера судебными последствиями. А именно, согласно статье 23 закона "О защите прав потребителя", за невыполнение или задержку выполнения требования потребителя продавец платит потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Кроме того, автовладелец вправе отнести на счет продавца свои убытки, понесенные из-за продажи ему товара ненадлежащего качества (расходы на аренду другого автомобиля, недополученная прибыль и т.п.)".
Как не убить машину зимой?
Прежде чем заводить машину в мороз минус 30, имейте в виду: за пару минут холодного старта двигатель изнашивается так, будто проехал несколько тысяч километров. Все дело в перепаде температур, который не позволяет холодному маслу правильно смазывать части двигателя.
Если ехать на работу на метро все же не хочется, то самое разумное - установить на машину предпусковой обогреватель: он прогреет не только охлаждающую жидкость в двигателе до нужной температуры (что облегчает запуск), но и салон. В скандинавских странах распространены и специальные щупы, нагревающие масло, или "кипятильники" для двигателя, работающие от сети.
Но о таких вещах нужно было заботиться заранее (установка их - дело недешевое). Думать об этом у холодной машины уже поздно...
Как завести?
1. Итак, сначала стучим по колесам, смахиваем снег с крыши и только после этого ритуала выжимаем сцепление, если КПП ручная, и поворачиваем ключ на одно деление - подождем пока машина оживет и начнет работать бензонасос. После этого, скрестив пальцы, поворачиваем ключ до конца. "Чи-чи-чи" нужно слушать не больше минуты - иначе стартер перегреется.
Если ничего не происходит - первым делом надо проверить аккумулятор. Не беда, если ни на приборной доске, ни на самом аккумуляторе нет никаких индикаторов, говорящих о том, что батарейка села. Его жизнеспособность можно быстро проверить, включив на пару мгновений дальний свет - если он тусклый, значит, сел... Заряжать аккумулятор зарядным устройством нужно было заранее, примерно за 6 - 12 часов, в зависимости от модели. Минус у этого один: совершенно обесточенный автомобиль может стать хорошей приманкой для воров.
2. О чем стоит позаботиться, вне зависимости от того, подошел межсервисный пробег или нет, - сезонная замена масла свечей и фильтров. На самом деле производители об этом предупреждают, но хитро завуалировав в инструкциях. "Обычно межсервисный пробег составляет 10 - 15 тыс. км", а дальше мелким шрифтом приписка - "если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то следует уменьшить пробег до 5 - 10 тыс.". Поверьте, холод до минус 30, загрязненный воздух и бензин с высоким содержанием серы - это как раз такие условия. К тому же это позволит вам аргументированно доказать вину производителя, если эти работы будут выполнены, а машина все равно не заведется.
Свечи лучше всего обычные, какие советует производитель, а масло лучше выбрать "официальное", но более жидкое, например 5w40 или 0w40 - это должно обеспечить легкий запуск двигателя. К тому же на многих сервисах перед зимой бесплатно смазывают замки, петли дверей и детали подвески специальным незамерзающим гелем.
Прикуривать - или толкать?
Самый верный способ - прикурить. Лучше всего использовать импортные сигареты с фильтром и спички, хотя Минздрав уже всех предупредил. Немного успокоившись, нужно внимательно прочитать инструкцию. Дело в том, что некоторые автомобили заводить от "чужого" аккумулятора опасно - в лучшем случае это приведет к замене предохранителей, а в худшем придется заказывать сгоревшие электронные мозги двигателя.
Другой, проверенный на "Жигулях", способ - "заводить с толкача" - может закончиться трагически для некоторых дизельных автомобилей. Тут опять нужно советоваться с инструкцией. Если противопоказаний нет, находим подходящую горку или желающих толкнуть вашу иномарку. Не забудьте предупредить, чтобы не брались за навесные пластиковые панели - отвалятся на морозе. Набрав 15 - 20 км/ч, включаем первую передачу и нежно отпускаем сцепление, но не до конца. Как только двигатель "схватится", снимаем со скорости и прибавляем газу.
Если ничего не помогает, нужно либо вызывать эвакуатор, либо искать, того, кто дотащит до сервиса на "галстуке". Последнее лучше не делать владельцам машин с автоматической коробкой - чинить придется и ее.
Как правильно "прикурить" автомобиль:
Присоедините красный провод к положительному выводу вспомогательного аккумулятора 1, а другой конец к своей батарее 2.
Черный провод следует соединить одним концом с отрицательной клеммой вспомогательного аккумулятора 3, а другой зажим прикрепить к клемме массы в моторном отсеке 4.
Запустите двигатель вспомогательного автомобиля, а через минуту попробуйте завести свой. Аккуратно отсоедините сначала черный, а потом красный провод.