Михалков поможет "Терему"

Свое 20-летие в Московском доме музыки отпраздновал вечно молодой и веселый "Терем-квартет". Две домры, баян и контрабас-балалайка, как всегда, играли музыку от Баха до Пьяццоллы.
В качестве подарка всем, кто еще не разучился слушать винил, в фойе лежала бесплатная гора пластинок фирмы "Мелодия" 1989 года выпуска. Трое из четырех музыкантов, украшавших старую обложку, в этот вечер были на сцене. Вместо домриста Игоря Пономаренко уже несколько лет играет Александр Барщев. Но говорливый домрист Андрей Константинов, кокетливый баянист Андрей Смирнов и самый заметный из всех Михаил Дзюдзе со своей огромной балалайкой те же, что и 20 лет назад.Если сравнить обложечную четверку и теперешнюю, то надо сказать, что годы, а также связанные с ними опыт, лоск, успех и уверенность в себе только украсили музыкантов. Сейчас это четыре максимально контрастных (будто прошедших специальный кастинг), в меру экстравагантных, одетых в блескучие костюмы от Славы Зайцева, в то же время невероятно обаятельных персонажа, которые легко и непринужденно стирают грань между какими бы то ни было музыкальными стилями.
Все 20 лет участники "Терем-квартета" сидели на двух, а то и на трех-четырех стульях. Выступали на фестивале Питера Гэбриэла под лейблом World music в Эдинбурге, на фольклорном фестивале в Турине, получали "Золотого Остапа" за юмор в музыке, играли на всех континентах, сотрудничали с оперными певцами, лицедействовали в спектакле "Страсти по Каштанке" питерского театра "Зазеркалье".
За внешней фольклорной формой и почти цирковой виртуозностью скрывалось абсолютно постмодернистское содержание, где и Бах, и балалайка это совсем не то, что мы думаем. Ансамбль родился в самом нерусском городе России Петербурге, и это автоматически охраняло его от всякой "разлюли-малинности", зато сполна награждало самоиронией, рафинированностью и театральностью.
Музыку они исполняют вроде бы доступную, но в такт особо не похлопаешь. Каждую секунду что-то случается меняются ритм, метр и жанр. Репертуар квартета состоит из собственных вольных обработок всего подряд. Первоисточник служит скорее доказательством широты кругозора, чем точкой отсчета. Автор музыки, даже самой-разсамой классической для "теремов" всего лишь соавтор, которого можно похлопать по плечу и напоить при случае водкой (жаль, что часто эти авторы уже не с нами).
В первом отделении юбилейного концерта, начавшегося с фирменной, более-менее узнаваемой "Молитвы" Чеснокова, квартет играл избранное из себя. Тут была и "Шутка" Баха, превращенная в детективную историю, и "Сиротский вальс", в финале которого хотелось подать милостыню. В качестве совсем новенького были припасены три вещицы, из которых торчали ноги, уши или еще какие-то детали Чайковского и его хрестоматийных "Времен года". Одна вещица называлась "Петр Ильич у камелька", другая "На лодочке по Фонтаночке" и третья "На тройке у народов Севера", во время которой баянист Константинов напевал знакомую с детства мелодию на слова "тыр-тын-дай" и изображал просветленного идиота.
Во втором отделении принимали гостей самых разных музыкальных специальностей. Надо сказать, что примкнуть к "Терему", вместе с ним расслабиться, повеселиться и подурачиться не обидным для искусства образом всегда были желающие. И тут вместо высоколобого термина "постмодернизм" лучше подходит слово "crossover", под который можно подверстать все от джаза и советской классики пера Андрея Петрова (фантазия на тему "Берегись автомобиля") до танго Астора Пьяццоллы и душевной народной песни.
Выступить вместе с квартетом пришли: мариинская балерина Юлия Махалина, барочный ансамбль "Музыка Петрополитана", сопрано Яна Иванилова, детский хор Виктора Попова, баритон Владимир Чернов, пианист Денис Мацуев, виолончелист Борислав Струлев и оркестр "Виртуозы Москвы" в полном составе. Телеведущий Дмитрий Киселев в качестве конферансье очень по-домашнему зачитал приветствия от сильных мира сего, спонсоры подарили "опель" для перевозки контрабаса-балалайки, а Никита Михалков правда, с экрана похвалил "Терем" за национальную корневую систему и озорство и предложил обращаться за помощью, если таковая понадобится.