Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мариинка + Большой = ?

Первым начал Мариинский с 10-дневным фестивалем Shostakoviсh on Stage, который он провел на сцене лондонского "Колизея". Несколькими днями позже в находящийся по соседству "Ковент-Гарден" вселился Большой: его гастроли еще продолжаются.
0
Прима Мариинского театра Диана Вишнева в БТ танцевать не будет (фото goldenmask.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первым начал Мариинский с 10-дневным фестивалем Shostakoviсh on Stage, который он провел на сцене лондонского "Колизея".

Несколькими днями позже в находящийся по соседству "Ковент-Гарден" вселился Большой: его гастроли еще продолжаются.

"Неделя" воспользовалась поводом — и попыталась сравнить силы, которыми мерялись главные театры страны.

1. Руководство

Гергиев

Имя, олицетворяющее Kirov Theatre, как до сих пор называют Мариинку на Западе, — Валерий Гергиев, дирижер, менеджер и отец родной для всех музыкантов, которые хранят ему верность (прочим приходится нелегко).

Этим именем театр держится уже многие годы: ни один более-менее серьезный вопрос не решается без ведома маэстро. Гергиев никогда не спит, может назначить встречу с журналистом на 3 часа ночи, а ужин со спонсором — в антракте спектакля. Главный дирижер Большого Александр Ведерников как-то опасно пошутил в эфире питерского Пятого канала, назвав систему управления в Мариинке "султанатом".

Но для Запада Мариинка, расцвет которой пришелся на 90-е годы, — это постсоветский воздух перемен, окно в Европу, все прогрессивное и актуальное, что есть в современном российском музыкальном театре.

Иксанов

У Большого театра нет главного имени. Наиболее солидным его представителем сейчас выглядит директор Анатолий Иксанов, который, не претендуя на роль креативного правителя, является крепким хозяйственником.

Он ратует за командный принцип, при котором выпадение одного звена не ведет к остановке целого. А также — за принятую во всем мире систему долгосрочного планирования: она должна помочь театру улучшить международный имидж безо всякого харизматичного руководства.

Вместе с тем для Запада Bolshoi — это прежде всего классический балет, традиционные постановки, загадочная Россия.

2. Перестройки

Доминик Перро

Конкурс на строительство нового здания Мариинки выиграл знаменитый француз Доминик Перро. Для Гергиева с самого начала было важно, чтобы архитектор был с международным именем. Мариинка-2, судя по всему, станет испытанием для питерского менталитета, хотя Перро и обещал вписать здание в городской облик.

Конечно, если ее все-таки построят: уже снесли ДК первой пятилетки, расчистили место, но ничего не происходит. Отсюда и слухи, что и не произойдет (еще и архитектор капризничает).

Впрочем, официальной датой окончания не начавшейся стройки считается 2009 год. А Мариинка-3, то есть новый концертный зал на месте сгоревших мастерских, откроется уже осенью.

Зураб Церетели

Большому театру уже не удастся блеснуть революционной авторской архитектурой — нынешнему руководству достался от предыдущего бесстильный долгострой Новой сцены с рисунками Бакста на плафоне, рядом с которыми почему-то стояла подпись Зураба Церетели (сейчас ее стерли).

Теперь главная задача — достойно провести невероятно сложную и дорогую реконструкцию Старой (официальная дата окончания — 2008 год). Зато если удастся сделать из нее комфортный, высокотехнологичный современный театр и при этом оставить на месте каждый истлевший кирпичик, да еще и отбиться от непрерывных упреков в воровстве госмиллионов, то можно будет говорить о стройке века.

3. Гастрольная сцена

"Колизей"

Во время "героических 90-х", о которых любит вспоминать Гергиев, Мариинка была главным представителем нашего музыкального театра за рубежом, объездила весь мир и не раз выступала на сцене "Ковент-Гардена".

Этим летом Гергиев тоже туда собирался с фестивалем "Шостакович на сцене", куда входили оперы "Нос", "Катерина Измайлова", оперетта "Москва, Черемушки", балет "Золотой век" и вечер одноактных балетов, но не поладил с продюсерами и в результате оказался с этой программой на менее престижной сцене лондонского "Колизея".

"Ковент-Гарден"

Первому в своей истории выступлению на сцене "Ковент-Гардена" опера Большого оказалась обязана Гергиеву, потому что именно ссора с ним вынудила английских продюсеров спешно обратиться в Москву. Оперативно организовали огромные, месячные гастроли. Привезли "Огненного ангела" Прокофьева" и "Бориса Годунова" Мусоргского.

Впрочем, для балетной труппы, выступления которой сейчас в полном разгаре, гастроли, наоборот, стали юбилейными — ровно 50 лет назад балет Большого впервые выехал за границу и именно с этой сцены началась его всемирная слава.

4. Танцовщики

Ульяна Лопаткина

Мариинский балет традиционно силен своими девушками. Некоторым там даже становится тесно и они переезжают в Москву, в Большой. Светлана Захарова — удачное приобретение Большого, Анастасия Волочкова — не совсем. В будущем ожидается Диана Вишнева в качестве приглашенной гостьи.

Самая знамеитая балерина Мариинки — Ульяна Лопаткина. В буклете лондонских гастролей она изображена танцующей вальс с Гергиевым. А на сцене "Колизея" станцевала балет, поставленный на музыку первой части Седьмой ("Ленинградской") симфонии Шостаковича.   

Николай Цискаридзе

Балет Большого силен юношами. И не секрет, что они нелегко уживаются с главным балетмейстером Алексеем Ратманским, который сам является отличным танцовщиком, остроумным хореографом, а также мягким, интеллигентным, европейским человеком.

Самый знаменитый премьер — Николай Цискаридзе. В программе лондонских гастролей он заявлен несколько раз, в том числе в балете "Пиковая дама", поставленном Роланом Пети на музыку Шестой ("Патетической") симфонии Чайковского.   

5. Голоса

Татьяна Павловская

Считается, что западные агенты побаиваются работать с мариинскими певцами, потому что в любой момент Гергиев может шевельнуть бровью и никуда их не отпустить. Тем не менее именно с мариинской сцены на мировую выпорхнуло большинство современных русскоязычных оперных звезд, таких, как Владимир Галузин, Ольга Бородина, Анна Нетребко.
В Лондоне Гергиев продемонстрировал, что его певцы умеют шутить и дурачиться, а их голосами не обязательно гвозди забивать. Одним из украшений гастролей стала сопрано Татьяна Павловская в роли сексапильной отличницы Лидочки в оперетте "Москва, Черемушки".  

Михаил Казаков

Считается, что Большой — это Россия, Россия — это Шаляпин, а Шаляпин — это бас. Как ни крути, именно харизматичного баса ждали от гастролей столичного российского театра.

В Лондон привезли старинного, отреставрированного, невероятно роскошного  "Бориса Годунова" с костюмами, будто напрокат из Оружейной палаты. А к нему — сразу двух басов: народного артиста Владимира Маторина и 29-летнего Михаила Казакова. Но первым на "Бориса Годунова" вышел Казаков, ему и достались восторги критики. 

6. Сочинения

"Призрак оперы N-ска"

Недобрая и увлекательная книга музыкального журналиста, хорошо изучившего внутреннее устройство Мариинского театра со всеми его тайными коридорами и скрывшегося за псевдонимом "Кирилл Веселаго", появилась много лет назад и имела большой резонанс среди музыкантов, поскольку многие профессиональные вещи там описаны со знанием дела. Колкости ее уже забылись, от прозвища главного героя — Абдулла Урюкович Бесноватый (под которым выведен Гергиев) — отпали отчество и фамилия. Но имя прижилось и его нет-нет, да и произносят со вполне ласковой интонацией.

"Трупы Большого театра"

Злая и скучная книга "Трупы Большого театра" появилась совсем недавно. Она устроена по тому же принципу, что и книга Веселаго, и претендует на скандальные разоблачения гнилого мира искусства. Только совершенно очевидно, что авторы — депутат Митрофанов и однофамилец знаменитого писателя Александр Сорокин про этот мир знают только общие штампы. И он для них — всего лишь повод лишний раз поговорить про деньги и власть. Сюжет крутится вокруг реконструкции Большого, главного отрицательного персонажа зовут Михаил Михайлович Сафьянов.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...