Фаберже поспорит c Моне и Матиссом

Торги импрессионистов и модернистов - не только золотая жила любого аукционного дома (именно на них ставятся все рекорды), но и самое престижное, так сказать, имиджеобразующее мероприятие. Поэтому и Sotheby's, и конкурирующий Christie's проводят их в Нью-Йорке - центре международного арт-рынка, на который приходится до 70 процентов всего мирового оборота.
На торги выставляются шедевры музейного уровня, а цены доходят до десятков миллионов. Отбор работ идет тщательнейший (как правило, на каждом аукционе всего около 60 лотов) - простому рядовому художнику конца XIX - первой половины XX века сюда не попасть. Например, из всего русского искусства на нью-йоркские торги попадают только три художника - Малевич, Кандинский и Шагал. Поскольку мировое сообщество считает их не русскими, а всемирными художниками, национальность которых не имеет значения.
В этот раз Sotheby's выставляет трех Шагалов. Малевича на рынке крайне мало, да и Кандинского не так чтобы много - их двоих на нынешнем аукционе нет. Зато есть одна картина Алексея Явленского (фон Явленский, как он известен в мире) - коллеги Кандинского, вместе с ним работавшего в Германии и давно признанного немцами за своего. Шагал пойдет по своим обычным (для ранних высокого качества работ) ценам - от миллиона долларов до трех с половиной. А Явленский ("Сицилийка") - сравнительно новая фигура на мировом рынке, а потому привлекательное приобретение - оценен в 3-4 миллиона.
Главными же фаворитами аукциона считаются Клод Моне ("Большой канал", $12-16 млн), Анри Матисс ("Нези и Лидия", $9-12 млн), Фернан Леже ("Строители", $5-7 млн) и Поль Сезанн ("Ребенок в шляпе", $5-7 млн).
Самая большая неожиданность (и едва ли не беспрецедентный случай в истории Sotheby's) - два следующих аукционных дня в Нью-Йорке. На торги выйдет коллекция филантропа Эдмонда Сафры и его вдовы Лили. На четыре сессии аукциона будет выставлено 662 лота - часы, рамы, портсигары, подсвечники и другие произведения русских ювелирщиков. Главным хитом считается позолоченная шкатулка от Фаберже, оцененная в 150-200 тысяч долларов. Всего же русская часть коллекции Сафры (на торги выставят также французское и английское ювелирное и прикладное искусство) оценивается в 6 миллионов долларов.
О результатах аукционов читайте в следующих номерах "Известий".