Подмосковье задыхается в дыму

Тушение торфяного пожара выглядит так: из ближайшего водоема мотопомпа качает воду. От нее протянут пожарный рукав, и несколько бойцов под командованием офицера, вяло перемещаясь, из одного "ствола" поливают землю, из которой вырываются струи дыма. Пожарные объясняют, что по-другому не бывает, на 1 квадратный метр горящего торфяника надо вылить не менее 1 тонны воды, причем постепенно. Начальник управления Павловопосадского ГО и ЧС Александр Чесноков уверяет, что сил и средств достаточно. Если к пожарному пруду возле дачного поселка подогнать передвижную насосную станцию (ПНС), то количество "стволов" можно увеличить, но пруд через 20 минут будет сухой. На вопрос, почему не задействованы самолеты и вертолеты, пожарные отвечают так: торфяники горят вблизи дачных поселков, и авиация не может обеспечить высокую точность. А кроме того, гореть может на глубине 3-4 метров, и удар 6 тонн воды пожар не зальет, а только подымет искры. "Даже если здесь дивизию развернуть, быстрее не потушить, нужен дождь, ливень на неделю", - говорят пожарные. А дождей, по их данным, до 19 октября не предвидится. По словам директора Гидрометцентра Романа Вильфанда, к концу недели небо станет более облачным, местами ожидается небольшой дождь. конецформыначалоформыСейчас метеоусловия для возникновения смога благоприятны. Но вероятность задымления Москвы снижает низкая скорость ветра, да и направление ветра в антициклоне часто меняется.
Однако пожарные не исключают задымления столицы. Пока наиболее тяжелая ситуация сложилась в Орехово-Зуеве. По информации Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу, предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота превышена в 2-5 раз, оксида углерода - в 4-7, сажи - в 5-6 раз. Даже небольшие концентрации диоксида азота способны вызвать нарушение дыхания и кашель, а большие концентрации оксида углерода ослабляют подачу кислорода к сердцу. Координатор лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко говорит, что, по неофициальным данным, в 2002 году во время крупных торфяных пожаров дым, обострив хронические заболевания, стал косвенной причиной смерти 100 человек.
И пожарные, и экологи призывают затопить торфяники. Ярошенко утверждает, что положительный опыт есть в Талдомском районе, и вообще живое болото выделяет кислорода даже больше, чем лес. В 2002 году власти Московской области намеревались заняться обводнением торфяников. Но о реализации этих планов ни в пресс-службе областного правительства, ни в Федеральном агентстве лесного хозяйства, ни в "Гринписе" ничего не известно.