Поезд дружелюбных чеченцев в Москве

Официально главой чеченской делегации считается премьер-министр Чечни Сергей Абрамов. Но на поезде по всей России он, конечно, не ездит. Он встречает посланцев дружбы уже на месте, даже если поезд прибывает в шесть утра, как это было в Москве. Меры безопасности на вокзале, несмотря на наличие столь высокопоставленного встречающего, вовсе нельзя было назвать "беспрецедентными". Из поезда Нижний Новгород - Москва, к которому были прицеплены вагоны дружбы, свободно выходили пассажиры. Сергей Абрамов с застенчивой улыбкой обходил чемоданы и тележки. Из вагона вышли две немного испуганные девушки в национальных чеченских нарядах, два заспанных горца в черкесках, папахах и с бутафорскими кинжалами у пояса, несколько аксакалов в папахах и пиджаках и остальные члены делегации в обычной одежде. Их ждали не только Сергей Абрамов, но и женщины в кокошниках с хлебом-солью и мужчина с гармошкой. Горцы проснулись и пустились в пляс. Потом выяснилось: это только показалось, что они проснулись. Почти все участники делегации жаловались на крайнюю усталость и желание наконец выспаться. И это при том, что в Москву приехала "вторая смена" чеченской делегации. В Иркутске произошла запланированная смена участников.
- Если по нашим, советским понятиям, то этот поезд - шаблон какой-то, - говорит художественный руководитель ансамбля "Вайнах" Декалу Музакаев. Его коллектив из 56 человек составляет большую часть делегации. - Но даже если это и так, эта поездка все равно сработала в плане надлома стереотипа.
За завтраком ребята из "Вайнаха" тоскливо рассматривают программу пребывания в Москве.
- Только не экскурсии! - жалобно говорят они. - У нас всю дорогу концерт-экскурсии-банкет, банкет-концерт-экскурсии.
Понятно, что встречающая сторона везде хотела как лучше, с делегацией даже обязательно встречались местные главы администраций. Но приемы отнимали силы, нужные для выступлений.
- Сегодня очень ответственный концерт, - говорят между собой артисты "Вайнаха". - Может, сам Путин приедет. Или Лужков. Ведь в каждом городе после концертов какие-то соглашения заключают.
Программа включала презентацию сборника "Чеченская народная поэзия XIX-XX веков" (в русском переводе) в библиотеке имени Некрасова. Эту книгу презентовали в каждом городе, а потом 100 экземпляров дарили библиотеке. Москве досталось в три раза больше книжек. Презентацию проводят так: сначала о книге рассказывают ее переводчик и издатель (слушатели зевают), а потом к публике выходит народный артист Чеченской Республики Магомед Ясаев. Он начинает читать стихи в русском переводе и петь их же в чеченском оригинале. Слушатели прекращают зевать и начинают слушать. Среди прочих произведений Ясаев читает "Узам (песню. - "Известия") раненого русского воина" XIX века. Смысл ее таков: русский солдат, раненный чеченским командиром Хамзатом Зандакским, вспоминает своих родных. Воспоминания тронули Хамзата. Чеченские воины вылечили русского и собрали ему денег на дорогу домой.
Ясаев рассказывает, что в Чите на презентацию пришел местный казачий атаман, недолюбливавший чеченцев. Слушал-слушал, а потом вскочил и сказал: "Вы прочистили нам мозги!"
А вечером состоялся концерт. Но туда не пришли ни Путин, ни Лужков, ни даже Алханов с Абрамовым. Зал был пуст, за исключением части делегации поезда дружбы и журналистов.
Занавес открылся, невидимый ведущий объявил "Вайнах". И показались пламенные джигиты, и поплыли нежные девушки. И даже полупустой зал горячо рукоплескал чеченским танцорам. А потом солидная дама в русском национальном костюме исполнила песню "Россия": "конецформыначалоформыМного раз тебя пытали - быть России иль не быть: много раз в тебе пытались душу русскую убить".