"Домодедово" улетело от инвестора
Группа "Ист Лайн" уже вложила в развитие аэропорта "Домодедово" и десяти его основных предприятий около $500 млн. Как заявила "Известиям" руководитель службы по связям с общественностью группы "Ист Лайн" Юлия Мазанова, только прямые инвестиции в имущество, арендованное у государства, составили почти $30 млн. Однако теперь инвесторы из-за хитрости законодательства могут разом все потерять.
Напомним, что по закону часть имущества аэропортов не подлежит приватизации. Например, взлетно-посадочные полосы и стоянки для самолетов. Поэтому в каждом аэропорту существуют государственные унитарные предприятия, созданные для управления таким имуществом. В "Домодедово" таковым является ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово". Оно и заключило в 1998 году с управляемым "Ист Лайном" ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (МАД) договор аренды сроком на 75 лет.
Но в 2003 году ГУП неожиданно обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным старого договора. Формальным предлогом для разрыва договора с МАД и "Ист Лайном" явилась потеря ГУПом прав на деятельность по обеспечению авиационной безопасности. Однако арбитражные судьи сочли это основание недостаточным, их решение оставила в силе и апелляционная инстанция.
Вскоре на сцену вышли два новых игрока. Кассационную жалобу в суд подали Минимущество РФ (сейчас Росимущество) и Государственная служба гражданской авиации Минтранса. В понедельник суд удовлетворил жалобу Росимущества и теперь у МАД нет формального права пользоваться арендованным аэропортом. По словам Юлии Мазановой, арендные платежи перечислены за период до 2006 года. "Известиям" пока не удалось получить официальных комментариев от представителей Росимущества о причинах, побудивших его представителей добиваться разрыва договора аренды с МАД. Однако источник Интерфакса в этом ведомстве не скрывал, что Росимущество не устраивали размеры арендной платы за пользование стоянками самолетов в "Домодедово".
По словам источника в Росимуществе, можно говорить о "недополучении доходов от использования имущества аэропорта в бюджет". Любопытно, что МАД и соответственно группа "Ист Лайн", по словам Юлии Мазановой, до последнего момента были единственными частными арендаторами, кто платил за использование госимущества в аэропортах. Правда, и чиновники, и "Ист Лайн" отказываются назвать, вокруг каких сумм, выплаченных за аренду, идет спор.
Группа "Ист Лайн" распространила заявление о том, что аэропорт продолжит обслуживание пассажиров в прежнем режиме и решение суда не будет иметь никаких технологических последствий. Руководство группы рассчитывает в ближайшее время подписать новый договор об аренде госимущества с федеральными ведомствами. Однако в "Ист Лайне" отказываются комментировать, как изменятся размеры платежей за имущество "Домодедово" и с какой структурой (Росимуществом или Минтрансом) идут переговоры о новой аренде.
Чиновники Минтранса ограничились только анонимным комментарием пресс-службы. "Принятое судом решение об аннулировании договора аренды группой "Ист Лайн" аэропорта "Домодедово", - говорится в заявлении, - не говорит о том, что аэропорт предполагается забрать из управления группы "Ист Лайн". Будет заключен новый договор в соответствии с действующим законодательством. В частности, учитывается ожидаемый ввод в действие закона о концессиях".
Ни одна из сторон конфликта вокруг имущества "Домодедово" не смогла ответить, когда закончатся переговоры "Ист Лайна" и чиновников. В своем заявлении группа "Ист Лайн" выражает уверенность, что с другими претендентами на пользование госимуществом "Домодедово" договор заключаться не будет. Отметим, что срок действия прежнего договора был рассчитан до 2073 года и это не помешало его пересмотреть. "Известия" будут следить за развитием событий.