Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

О реформах госустройства России

После каждой социальной революции происходят кардинальные преобразования в социально-экономических отношениях, которые радикально изменяют политическую систему. Однако после революционного натиска, как правило, происходят откат и консолидация социальной системы на новых рубежах. Сегодня мы являемся свидетелями консолидации власти на новых рубежах, которые были определены предложенными мерами президента Путина по реформе политической системы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
За три недели опубликовано много как восторженных одобрений предложенных президентом реформ, так и столь же страстных разоблачений его "коварных" замыслов. Попытаемся без гнева и пристрастия разобраться, насколько правы как восторженные сторонники, так и страстные критики предложений президента.

Назначенные губернаторы хуже избранных?

Сегодня - на фоне последних событий в Беслане - вспоминают Зязикова и Алханова и считают это достаточным аргументом против назначения губернаторов. Но почему-то забывают: в принципе наиболее значимые губернаторы сначала были назначенцами. Это Прусак, это Немцов, это Лужков и многие другие. Когда в стране происходит революция, как правило, центр всегда опережает провинции. И мы имели случаи, когда реакционные губернаторы типа Кондратенко оказывались абсолютно бесконтрольными, потому что центр никак не мог с ними справиться, заставить, чтобы в этих регионах происходило то, что необходимо в интересах государства и общества. Поэтому вопрос не столь однозначен.

Россия: унитарное государство или федерация?

В обращении Путина к народу я выделил две важные вещи. Вдруг неожиданно он вспомнил о межнациональных конфликтах в Карабахе, Приднестровье. Я понял это следующим образом: используя Карабах, Приднестровье и другие национальные конфликты, внешние и внутренние силы раскачали Советский Союз и развалили его. Дальше в этом обращении подчеркивалась мысль, что, если мы не справимся с радикальным исламом, с терроризмом и использованием религиозной и национальной карты на Кавказе, есть угроза, что это может перекинуться на Татарстан, Башкортостан и на другие регионы. Этим я пытаюсь ответить на вопрос, какое отношение имеет порядок выборов губернаторов и депутатов к борьбе с терроризмом. То есть угроза распада России настолько реальна, что требует чрезвычайных мер по мобилизации всех властных ресурсов государства. Вероятно, со временем за назначением глав субъектов может последовать ликвидация национально-государственных образований и произойдет переформатирование государства. Потому что 89 субъектов - это не очень эффективно.

Скорее всего государство следует разделить на субъекты на основе экономической целесообразности. Большое государство сохраняет свою целостность при наличии в разных пропорциях нескольких факторов, которые, как скрепы, стягивают пространство и народ в единое государство. Это общие ценности, это рынок, это административная вертикаль и это силовые структуры. В нынешних условиях рынок еще недостаточно развит, новые рыночные и демократические ценности недостаточно укоренились, поэтому административно-силовая составляющая на переходном периоде может сыграть очень важную роль для сохранения целостности государства. На данном этапе, видимо, власть считает, что если не использовать сложившуюся благоприятную для нее ситуацию - поддержку народа, возможности в Думе, восстановленную субъектность государства как внутри, так и вовне, - то в будущем центру не удастся решить проблему переустройства российского государства, чтобы избежать участи СССР.

А была ли демократия в России?

Исторический подход к политическому процессу очень помогает понимать, что происходит сегодня с российской властью. Как говорил Маркс, если 9 беременных женщин собрать в одну комнату, они за месяц не родят, они родят через 9 месяцев. В период перестройки - еще в 1988-1989 годах - я неоднократно писал и говорил (и сейчас очень этим горжусь), что авторитаризм для нас является мечтой, потому что между тоталитаризмом, в рамках которого мы жили, и авторитаризмом качественный скачок. Тогда мне казалось, если нам удастся вырваться из доминирования одной партии и идеологии и создать хотя бы основы частной собственности и элементов плюрализма в партийно-политической и идеологической сферах, для короткого исторического периода это будет неслыханным прорывом.

В российской истории мы постоянно сталкиваемся с ситуацией: наши как левые, так и правые всегда говорят: "Или дайте все и сразу, или нам ничего не нужно". Мы на очередном витке снова сталкиваемся с этой же ситуацией. Если посмотреть на результаты последних 20 лет с начала перестройки, то можно отметить, что грандиозным достижением стало не установление демократической политической системы в совершенных ее формах. Главное достижение этого периода - завершение при Путине (и, надеюсь, при нем это получит еще и легитимацию) грандиозной социальной революции, вылившейся в тотальную приватизацию грандиозной государственной собственности. А, как известно, частная собственность является основой демократии и свободы.

Нужно ли оформлять изменения государственного строя через поправки к Конституции?

Конституция - это не священная корова. И я прекрасно помню, что именно наши либералы и демократы говорили, что это чудовищная Конституция, эту Конституцию надо менять. Уверен, что все предложенные меры должны быть оформлены конституционально. Властям нет необходимости лукавить, оказывать давление на Конституционный суд. В Думе у президента есть конституционное большинство, и эти поправки довольно легко можно провести и потом уже целый ряд законов и статей Конституции привести в соответствие с ними. Наша Конституция - все равно основной закон не государства с консолидированной демократией, это Конституция переходного периода, и все равно через какое-то время нужна будет другая Конституция для России. Когда мы созреем для перехода к консолидированной демократии, к реальному разделению властей и другому механизму формирования исполнительной власти, Конституция полностью должна быть изменена. Но на данном этапе можно ограничиться только поправками в некоторые статьи.
Комментарии
Прямой эфир