Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Литве обвинили РФ в гибели американских военных на учениях
Спорт
«Спартак» вышел в 1/4 финала Кубка Гагарина по итогу матча с «Северсталью»
Мир
Во Франции приговор Марин Ле Пен назвали безумием
Общество
Производителей молочного фальсификата накажут по УК и КоАП
Мир
Израильские ВВС нанесли ракетные удары по военному объекту в Дамаске
Мир
Грузия ограничила срок пребывания в стране граждан Украины одним годом
Мир
В США фехтовальщицу дисквалифицировали из-за отказа соревноваться с трансгендером
Мир
Главу офиса Зеленского уличили в контроле над торговлей органами украинцев
Мир
Дмитриев указал на продвижение диалога РФ и США
Общество
Сотрудничающих с мошенниками работников банков начнут увольнять по статье
Мир
Президент Республики Сербской Додик предложил отменить пошлины на импорт из США
Экономика
Частоты для 5G в России предложили выставить на торги
Мир
Отец Илона Маска заявил о восхищении Путиным
Экономика
Почти 25% проверенных образцов сливочного масла оказались некачественными
Культура
В честь 80-летия Победы в ВОВ будет запущен проект «Музыка Победы»
Армия
Силы ПВО уничтожили 17 украинских беспилотников над Курской областью
Мир
Посол РФ в Словакии рассказал о уважительном отношении к памяти о Второй мировой

Марина ТАРКОВСКАЯ: "Сейчас вместо дома - пустырь. И там висит панно с портретом Андрея"

Накануне открытия Международного московского кинофестиваля в Замоскворечье, в 1-м Щипковском переулке, был тихо снесен дом Андрея Тарковского. Больше десяти лет старинный двухэтажный дом простоял без крыши, окон и дверей, медленно зарастая мусором и кустами. "Андрей жил в этом доме фактически до 1962 года, здесь прошли его детство, школьные годы, - рассказывает сестра режиссера. - Здесь жил наш отец - поэт Арсений Тарковский. Здесь родился и мой сын, писатель Михаил Тарковский. Всего три поколения Тарковских. Мы выехали оттуда году в 67-м, мама - году в 69-м, потому что дом расселяли. Когда-то это был ведомственный дом, в нем было общежитие рабочих парфюмерной фабрики, которая находилась во дворе. Андрея не стало в 1986 году, а в 1987 году дом решили сносить..."
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Накануне открытия Международного московского кинофестиваля в Замоскворечье, в 1-м Щипковском переулке, был тихо снесен дом Андрея Тарковского. Больше десяти лет старинный двухэтажный дом простоял без крыши, окон и дверей, медленно зарастая мусором и кустами. О трагической судьбе дома, так и не ставшего музеем одного из лучших режиссеров России, Марина ТАРКОВСКАЯ - сестра Андрея Тарковского - рассказывает в интервью корреспонденту "Известий" Наталье ПЕЛЕХАЦКОЙ.

- Андрей жил в этом доме фактически до 1962 года, здесь прошли его детство, школьные годы. Здесь жил наш отец - поэт Арсений Тарковский. Здесь родился и мой сын, писатель Михаил Тарковский. Всего три поколения Тарковских. Мы выехали оттуда году в 67-м, мама - году в 69-м, потому что дом расселяли. Когда-то это был ведомственный дом, в нем было общежитие рабочих парфюмерной фабрики, которая находилась во дворе. Мы жили в коммунальной квартире № 2, занимали две комнаты по 10 метров - всего 20 метров. Андрея не стало в 1986 году, а в 1987 году дом решили сносить. В это время в Москве начала работать комиссия по творческому наследию Андрея Тарковского, работа которой, впрочем, вскоре заглохла. Комиссия постановила: в этом доме сделать музей Андрея Тарковского. Все это проходило под эгидой Союза кинематографистов СССР. При Союзе кинематографистов была такая организация - Кинофонд. Он-то и занялся работой по созданию музея.

- Реконструкция дома, как известно, началась в конце 80-х. Именно тогда снесли крышу и старинные резные наличники и начали перебирать сруб второго этажа.

- Я была категорически против того, чтобы сносили крышу. Потому что когда крыша снесена, все остальное рушится очень быстро. Кстати, в этом доме, по постановлению Союза кинематографистов, должна была быть и мастерская нашего замечательного аниматора Юрия Норштейна. И он вложил свою премию - по-моему, 10 тысяч долларов - в реконструкцию дома. Там даже сейчас видно, на оставшемся пустыре, залитый бетоном кусочек земли, следы опалубки - на этом месте должен был стоять станок, на котором работает Норштейн. Но на вкладе Норштейна деньги кончились. Причем никакого отчета за проделанную работу я не видела. Может, видел кто-то из начальства Союза кинематографистов. Но у меня такое ощущение, что никаких отчетов по расходу этих денег не было.

- То есть в таком виде, без крыши, дом простоял больше 10 лет?

- Наверное, это вина всех нас. Я не могла в одиночку браться за такое дело, как создание музея в Москве. В Москве было два фонда Тарковского, один из них сейчас закрыт, потому что его вовремя не успели перерегистрировать. Второй фонд организовала после смерти Андрея его вдова, которая развернула здесь деятельность Международного института искусств имени Андрея Тарковского. Сейчас этот фонд возглавляет Андрей Андреевич Тарковский. Он на определенном этапе заинтересовался этим домом, были какие-то проекты, но потом все ушло в песок. Потом возникла идея московского правительства реставрировать старые дома с помощью инвесторов, которые получают участок под новую застройку, но за это реконструируют какой-либо из старых домов для Москвы. Это была самая плодотворная идея. Мы ходили с сотрудницей киномузея Марианной Кушнеревой в ГУТА-банк и пытались наладить какие-то отношения с богатыми организациями. Но из этого тоже ничего не вышло, хотя это был самый продуктивный, на мой взгляд, план. После этого домом снова никто не занимался, хотя какая-то работа все же шла. В 90-х дом передали Музею кино, и он вел тяжбу с соседствующей организацией, которая оттяпала себе кусок земли при доме № 26. Суд был выигран, землю они отдали. Кроме того, дом весь был исследован, были чертежи, были проекты восстановления. Более того, дом был внесен в перечень памятников истории и взят на баланс Управления охраны памятников Москвы.

- Кому сейчас принадлежит дом, точнее, пустырь, где раньше стоял дом?

- Сейчас этот пустырь находится в долгосрочной аренде ООО "Коммунальная техника".

- Владельцы участка отказались от идеи создания музея Тарковского?

- Они обещали выделить 70 метров под музей Тарковского, но я считаю, что это будет просто рекламой фирмы, потому что все это не имеет ни малейшего отношения к жизни ни брата, ни отца. Сейчас на этом пустыре висит панно с портретом Андрея и изображение дома. Это абсолютнейший новодел, это абсолютно иная архитектура, другой внешний вид дома. Может, дом вполне приемлем для новостройки. Но таким образом восстанавливать дом, который находится под эгидой охраны памятников, просто дико. Я не знаю, кто будет создавать музей. Ко мне никто не обращался. Я приехала туда на прошлой неделе - и вдруг вместо дома увидела уже пустое место. Это был шок. Меня даже не предупредили. Все наши мечты о памяти, которая должна быть увековечена, разбиты вдрызг. Мы очутились лицом к лицу с волчьими законами капитализма, о которых когда-то читали в газетах. На мой взгляд, и снос дома в 1-м Щипковском переулке, и пожар в Манеже, и планы закрыть Музей кино на Красной Пресне - все это звенья одной цепи. И каким будет следующее ее звено - бог знает.

Дешевле построить новый дом

Дом-музей Андрея Тарковского в 1-м Щипковском переулке собирались открыть в 2002 году к 70-летию режиссера. В здании планировалось разместить хранилище всех архивных материалов Тарковского (12 тысяч единиц хранения), небольшой киновидеозал, экспозиционные площади, библиотеку, штаб-квартиру постоянно действующего оргкомитета международного фестиваля искусств "Премия Андрея Тарковского". В феврале 2001 года вышло постановление правительства Москвы № 205-ПП "О дальнейшем использовании помещений памятника истории по 1-му Щипковскому пер., 26, строение 1", в соответствии с которым "дом Тарковского" был передан в долгосрочную аренду сроком на 15 лет ООО "Коммунальная техника" "для реализации уставной деятельности". При этом в постановлении оговаривалось, что в здании должна быть воссоздана мемориальная квартира Тарковских. В апреле 2001 года в Мосгордуме прошли слушания на тему "Будет ли в Москве Дом-музей Андрея Тарковского?" Любопытно, что принимавшие в них участие представители ООО "Коммунальная техника" заявили, что готовы отказаться от прав на этот дом, так как дешевле построить новый дом в другом месте, чем реконструировать полуразвалившееся здание.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением