Российская экономика переживает уникальный момент
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/DefaultPic12_2.jpg?itok=PspakTdy)
По итогам 2003 года прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли более чем в два раза и достигли уровня в $5,2 млрд. Инвестиции в китайскую экономику увеличились всего на 8%, достигнув уровня $57 млрд в год. Россия все еще остается потенциально привлекательной для иностранных инвесторов. И все еще ждет, когда этот потенциал реализуется в конкретных проектах. По мнению партнера "Эрнст энд Янг" в СНГ Марка Джарвиса, "если раньше России отводилось весьма скромное место в повестке дня руководства европейских компаний, то сейчас она - среди наиболее перспективных рынков, и это радует". "Мы переживаем уникальный момент, - убежден глава московского подразделения Citigroup Никлас Сандстром, - впервые в истории России различие между осознанием ее значимости и намерением инвестировать сюда свои деньги может исчезнуть".
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это самый реальный показатель доверия иностранных инвесторов к национальной экономике. Потому что, в отличие от покупки акций и облигаций на фондовом рынке, эти ПИИ означают покупку или строительство конкретных фабрик и заводов, на которых будут работать реальные люди и получать реальную зарплату. Соответственно вместе с этими активами компания-инвестор приобретает и пассивы, самый главный из которых - риски ведения бизнеса на чужой территории. Такие риски могут легко перевесить потенциальную привлекательность любого рынка. Именно поэтому России нет в первой десятке стран - получателей реальных инвестиций. За исключением Китая, все места здесь занимают европейские государства с проверенными временем правовыми системами.
Несколько иначе выглядит список стран, в которые управляющие хотят инвестировать свои средства. На первых местах здесь также США и Китай. Но в целом намерение инвестировать связано с размером национального рынка страны-реципиента. Различие между реальным потоком и намерением инвестировать сюда - самое большое. И оно может быть преодолено в ближайшие годы. В этом абсолютно уверен глава московского подразделения крупнейшего мирового инвестиционного банка Citigroup Никлас Сандстром. "Вам просто надо набраться терпения. Опыт показывает: для того чтобы преодолеть разрыв между реальностью и действительностью, требуется время", - считает Сандстром, который еще недавно следил за развитием России из лондонского офиса, а теперь переехал в Москву. По его мнению, у страны уникальный шанс раз и навсегда покончить с разговорами о необъятных потенциалах и малоиспользованных возможностях. "Совсем недавно на встрече в Брюсселе я делал доклад о России и был поражен огромным и реальным интересом к реализации европейских проектов в этой стране, - говорит Сандстром. - Здесь исходят из того, что по-настоящему реализовать потенциал роста можно лишь к востоку от ЕС - в России, на Украине и в Казахстане". "Каждый год мы будем наблюдать сближение между ожиданиями и реальностью", - прогнозирует далее Сандстром. Это уже стало тенденцией - крупнейшие инвестиционные банки гораздо выше оценивают российские возможности, чем многие российские предприниматели. Главное основание для оптимистических ожиданий, по мнению Сандстрома, вполне реальное. "По сравнению с 1997 годом производительность труда на российских предприятиях выросла на 45%, а реальная зарплата осталась на том же уровне, - говорит представитель Citigroup. - Это означает, что перестройка на корпоративном уровне в целом завершена. И это дает основания для уверенности в том, что инвестиции будут продуктивными". Куда должны пойти деньги?
"Наш опыт работы в России, - рассказывает Марк Джарвис, партнер "Эрнст энд Янг" в СНГ, - говорит о том, что большинство проектов здесь в настоящее время ориентировано на стремительно развивающийся местный потребительский рынок и сырьевой экспорт". По его мнению, рентабельность проектов, нацеленных на последующий экспорт потребительских товаров, еще надо доказать.