"Сокол" второй
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/DefaultPic12_2.jpg?itok=PspakTdy)
Хотя что-то в них все-таки есть. Вот, к примеру, одна из цитат: "С точки зрения организации движения пассажиров достаточно совершенна планировка станции с двумя рядами колонн. Она логична для транспортного зала: колонны функционально членят платформу, образуя боковые перроны и выделяя центральную часть ее для распределения пассажиров и для движения их вдоль станции. Такая планировка естественно разделяет и организует потоки".
Это было опубликовано в 1947 году. Вряд ли в наши дни автор назвал бы планировку "совершенной": почти все пространство станции заняли пузатые колонны, а пассажиры вынуждены, матерясь, пихать друг друга на довольно узких лестницах в центре платформы.
А вот работа 1985 года: "Электродепо "Сокол"... имело 24 смотровых канавы, мостовой кран... Впервые в отечественной практике тут применили железобетонные формы перекрытия. Предусмотрели большую мастерскую для ремонта и подзарядки аккумуляторных батарей, ведь уже тогда имелось в виду, что "Сокол" будет обслуживать вагоны типа Г".
Что ж, остается лишь порадоваться за сотрудников столь совершенного депо.
Известно также, что при депо "Сокол" в войну действовала программа обязательного военного обучения трудящихся - так называемый Всеобуч. Впрочем, действовал этот Всеобуч повсеместно.
Главное же почему-то осталось за пределами путеводителей. Дело в том, что "Сокол" - единственная станция в Москве (а может быть, и в мире), название которой происходит от названия другой московской станции - "Сокольников".
А история такая.
В 1921 году в рамках новой экономической политики Ленин подписал постановление "О предоставлении кооперативным объединениям и отдельным гражданам права застройки городских участков". По сути говоря, это была отмашка - заводить частную собственность, притом недвижимую. Потянулись и первые, явно не обездоленные претенденты. И среди них - кооператив преуспевающих художников.
Живописцам отвели кусок земли в Сокольниках. Те, исходя из названия местности, присвоили объединению название "Сокол". Зарегистрировались, оформили массу документов. И даже сделали печать - летящий сокол держит в лапах домик.
А после власти почему-то передумали, и кооперативу отвели иное место - рядышком с селом Всехсвятским. Однако же художников такое дело не смутило. Они решили документы не менять, название оставить прежнее и сохранить печать. Действительно, не называть же кооператив "Святой" или "Все святые". Живописцы бы обзавелись врагами сразу в двух противоборствующих лагерях. Верующие осудили бы их за кощунство, атеисты же - за пропаганду религиозных идей.
Впоследствии "Соколом" стали называть не только кооператив художников (в котором, кстати говоря, находится самая маленькая улица в Москве - Венецианова, длиной 48 метров), а еще и всю прилегающую к нему территорию. И в 1938 году, когда здесь стали проводить метро, новую станцию назвали также "Соколом". В те времена на северо-востоке города уже три года как существовала станция "Сокольники" - прообраз "Сокола" и его старшая сестра.
Правда, некоторые краеведы почему-то недовольны этим объяснением. Они ссылаются на древние легенды (вероятно, ими же придуманные) о существовании в этих местах некоего свинопаса по прозванию Сокол. Якобы этот легендарный свинопас гонял свиней на здешние поля.
Более серьезные противники художнической версии ссылаются на агронома с фамилией Сокол. Даже маститый Петр Сытин сообщал своим читателям: "Поселок Сокол у Волоколамского шоссе основан в 1928-1933 гг. и назван по фамилии жившего здесь (Малая Песчаная улица, дом № 6) агронома-животновода А.И. Сокола, который разводил в своем дворе породистых свиней". И это, несмотря на то, что первые свои дома художники начали строить еще в 1923 году.
Очевидно, что ни агроном, ни свинопас не могут потягаться в значимости с целым кооперативом живописцев. А значит, и происхождение названия станции "Сокол" можно считать установленным.