Окруженная часть суши

За десять дней до наступления часа "Х" под эгидой Совета федерации в Калининграде состоялся международный форум "Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации". Протокольное мероприятие наверняка запомнится его участникам только одним неожиданным форс-мажором: во время нежарких дебатов в зале неожиданно погас свет и дискуссии некоторое время продолжались прямо на улице. Электроснабжение удалось восстановить только после обеда. Законодатели пяти прибалтийских стран - Польши, Германии, Финляндии, Литвы и России - демонстрировали друг другу дипломатическую куртуазность. Намекнуть о неразрешенности "калининградской проблемы" позволил себе только спикер Совета федерации Сергей Миронов.
- Такой представительный состав участников свидетельствует о том, что мы правильно выбрали место и время проведения форума.
Чуть позже в кулуарах глава верхней палаты парламента пояснил "Известиям" свое видение решения проблемы грузового транзита:
- Рано или поздно мы придем к общему знаменателю, но времени остается все меньше и меньше. В принципе позитивное решение наших соседей о вступлении в Евросоюз не должно отразиться на российском анклаве. Возможно, стоит пока не ломать копья, а оставить на время в действии прежние договоренности с Литвой. И тогда уже детально обсудить новые правила грузового транзита.
Исполняющий обязанности председателя сейма Литовской Республики Юршенас Чесловас отнесся к предложению российского коллеги более чем сдержанно:
- Грузовой транзит - это серьезная проблема. С мая - как участники Евросоюза - мы будем действовать в рамках правового поля этого альянса. И я не готов сейчас говорить о возможности пролонгации российско-литовских договоренностей. Просто детально не владею этой ситуацией. Но в перспективе считаю возможным и необходимым адаптировать законодательство Евросоюза к современным реалиям. Никто не хочет усугублять положение жителей Калининградской области, которая, по нашему мнению, является неотъемлемой частью России, но одновременно - частью Европы.
В самом янтарном крае вопрос грузового транзита вызывает повышенный интерес: правила и тарифы литовского транзита напрямую отражались на благосостоянии калининградцев. Транспортировка грузов и энергоносителей по территории сопредельного государства всегда увеличивала конечную стоимость любого продукта и товара, потребляемого в западной губернии. Ежегодная цена эксклавности оценивается местными экономистами от 200 до 300 млн долларов.
С 1 мая юридическим основанием для транзита будет считаться только соглашение, подписанное между Россией и Евросоюзом. Согласование документа отложено на самый последний момент.
- Дата не может не вызывать серьезных опасений, - сообщил "Известиям" председатель постоянной комиссии областной Думы по стандартам Евросоюза Владимир Ежиков. - Слишком много вопросов не решено. В Евросоюзе действуют очень жесткие стандарты перевозки грузов. К ним мы во многом не готовы. Например, уголь, которым отапливается 40% области, можно перевозить только в закрытых вагонах, которых в России просто не существует. По другим грузам ситуация аналогичная. Пока более или менее разрешен только один вопрос - таможенный, но его разрешение больше напоминает знаменитую сценку Райкина, в которой герой вопрошает: "К пуговицам претензии есть? Нет!"
Пессимизм законодателя не разделяет начальник Северо-западного таможенного управления Владимир Вьюнов:
- Таможня уже сегодня готова работать по принципу "зеленого коридора". Принцип прост. Заполняемая в Калининграде декларация в электронном виде передается в Москву, на диспетчерский пункт ГТК, оттуда - незамедлительно нашим литовским коллегам. Поэтому грузу - если нет претензий к документам или пломбам - гарантировано минимальное время пребывания на контрольном пункте. Такой опыт уже успешно действует на российско-финской границе. Единственное отличие - там проводился эксперимент всего для 4 фирм. На калининградском направлении новация будет тотальной. Эффективность пропускной таможенной системы двух стран будет существенно увеличена. Единственное неудобство, к которому придется привыкать грузоперевозчикам, - поменяются названия транспортных сопроводительных накладных. Вместо декларации они будут называться единым административным документом. Примерно в этом же русле мы планируем решить железнодорожный грузовой транзит, однако все упирается в страхование грузов. Кто и на каких условиях будет обеспечивать прохождение составов по Литве, пока и является камнем преткновения.
Сами транспортники пока помалкивают. В Ассоциации международных автоперевозчиков прогнозов по поводу перспектив грузового транзита давать не хотят.
- Мы ждем в ближайшее время приезда начальника таможенного управления России, а пока руководство категорически отказывается от любого общения с прессой, - пояснили "Известиям" в ассоциации.
Свое мнение о грядущих переменах согласился инкогнито высказать руководитель одной из автотранспортных фирм:
- Вопрос не решен, и сейчас решать его с прицелом на 1 мая поздно. Помимо таможенных процедур необходимо урегулировать массу нюансов. Фитосанитарные, ветеринарные и прочие правила транзита. Моментальное прохождение таможенного досмотра не дает гарантии, что фура не встанет на границе вследствие несоответствия груза каким-либо европейским параметрам. Тарифный вопрос тоже необходимо оговорить заранее. А то, может, дешевле продать фуры и вкладываться в морские перевозки. Самый удачный вариант для Калининграда и России - добиться временного продления ныне действующих правил транзита, пока новые не будут детально отработаны и согласованы. Спешка приведет к новым потерям.