На пятачке у Казанского вокзала с ноги на ногу переминается унылый молодой человек в потертой куртке "Адидас" с мегафоном в руках. Поеживаясь на ледяном апрельском ветру, он периодически взывает к прохожим: "Приглашаем на обзорную экскурсию! Вы увидите город с высоты Воробьевых гор, Университет, Лужники, храм Христа Спасителя, кремлевские соборы, мемориал Победы на Поклонной горе, церковь, где Пушкин венчался... Через два часа автобус вернется на это же место".
Народ реагирует вяло. Человека два-три переминаются у стоянки в ожидании обещанного "теплого, мягкого" автобуса, который при этом опаздывает уже минут на сорок.
- В пробку попал, - оправдывается организатор Игорь. - Клиентов мало? Так не сезон. Вот в каникулы или на майские дело лучше идет. У нас даже расписания нет, пока человек двадцать не наберем, не поедем. Давайте хоть чаю выпьем, согреемся.
- Ну какие туристы в Москву поедут? Сами посудите - ни гостиниц, ни дорог, сервис - караул. У нас "Икарус" на экскурсии ездит, у соседей - "Мерседес". На "Икарусе" сегодня ездить просто стыдно. Я когда иностранцев вожу, если в автобусе грязь, всегда шучу: "Russian exotic". Зимой немцы приезжали, так они в Камергерском все как один поскользнулись и рухнули на землю. Потом говорят: "У вас самый большой в Европе каток!" А кто сейчас экскурсиями занимается, представления не имею. Московское бюро все больше туры на Кипр организует. А наши клиенты - приезжие, командировочные. Чем с бомжами и проститутками на вокзале тусоваться, лучше по городу проехать. Конечно, за два часа город ни узнать, ни полюбить нельзя. Но мы все равно не халтурим, выкладываемся по полной. Хотя для этого тоже вдохновение нужно, а его иногда не бывает...
Пока мы отогревались в ирландском пабе на Казанском вокзале, старый "Икарус" все-таки прибыл к месту назначения. В нем-то и пришлось просидеть почти два часа, пока не набрались искомые 20 человек.
Компания собралась весьма занятная: несколько пожилых учительниц из Калуги, в беретиках, из-под которых выбивались ярко-рыжие химические завитки, семейная пара из Самары, молоденькая девушка из Тюмени, приехавшая в Москву на строительную выставку в "Экспоцентре". В довершение откуда ни возьмись к автобусу подвалила целая толпа молодых швейцарцев. Впрочем, внешне они мало чем отличались от московских бомжей, выдавал их лишь легкий акцент и вид совершенно свободных, самодостаточных людей. Оказалось, что вечером они уезжают в Казань, где один из них учится, что по-русски они говорят лучше, чем продавец в ближайшем продуктовом магазине, что Москву они знают буквально как свои пять пальцев, но хотели бы увидеть ее "всю сразу".
- Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! (Все, разумеется, началось с хрестоматийных пушкинских строк, без которых еще ни один экскурсовод не обошелся). Сегодня мы будем знакомиться с историей Москвы, которая представляет собой вечный диалог прошлого с настоящим. По правую руку вы видите Клуб железнодорожников, где начинал свою творческую деятельность Леонид Утесов, Ярославский вокзал, построенный в сказочном стиле по проекту архитектора Шехтеля, здание Ленинградского вокзала, раньше он назывался Николаевский, еще раньше - Московско-Петербургский, строился по проекту Константина Тона, по проекту которого были построены и два здания на территории Кремля, мы их увидим позже...
В таком телеграфном темпе экскурсия проходила и дальше. Надо отдать должное - экскурсовод не умолкала практически ни на секунду, пытаясь поистине "объять необъятное". Она умудрялась рассказывать буквально о каждом доме, мимо которого проезжал автобус, сообщать, какая знаменитость в нем жила, кто его проектировал. Через минут 30 воспринимать этот поток информации стало уже невмоготу. За окном проплывали узкие улочки и широкие проспекты. Крохотные обветшавшие особнячки XVIII века вперемешку с лаконичными параллелепипедами века XX, старинные церкви с современными отелями и автостоянками. Москва пролетала мимо вместе со всей своей многовековой запутанной историей и застройкой. На Воробьевых горах туристы тщетно пытались сфотографироваться так, чтобы "та дымящаяся труба" не попала в кадр. А девушка из Тюмени мрачно спросила: "Зачем нас сюда привезли, здесь же смотреть нечего!" Но больше всего гостей столицы поразили многоэтажки. Самарцы, потрясенно качая головами, спросили: "Неужели в них можно жить?"
И еще оказалось, что приезжих куда больше исторических реликвий интересуют места, с которыми связана современная история. Наибольший энтузиазм вызвал у них вид института Склифософского, 1-я градская больница, Белый дом и Горбатый мостик. Когда автобус проезжал через тоннель на Садовом кольце, где в 91-м погибли три человека, народ начал возбужденно переговариваться - это было здесь, видели...
- Часто спрашивают: а где тут у вас "Норд-Ост", ну там, где мюзикл террористы захватили, - рассказывает Игорь, - я отвечаю: нашей экскурсией поездка на Дубровку не предусмотрена...У нас действительно туристические маршруты в столице сохранились с прежних времен, можно назвать их "наследием старого режима". Никаких нововведений. В 60-х годах были еще вертолетные экскурсии по Москве, стоившие и в то время немало - 25 рублей. Но потом их почему-то запретили. В общем-то идей - куча, только вот воплотить их трудно. По нынешним временам - дело нерентабельное.