В четверг в здании Союза театральных деятелей на Страстном бульваре собрались художники, чьи работы сгорели в Манеже. Вопрос они решали один - требовать ли компенсации морального и материального ущерба от московских властей.
Кроме уникального здания Манежа огонь уничтожил юбилейную выставку произведений театральных художников "Итоги сезона". Всего около 250 работ 92 авторов. С тем, что власти так и не принесли официальных извинений за свои поспешные выводы - "при пожаре никакие материальные ценности не пострадали", - художники уже почти смирились. Проблема в том, что ни одна картина 40-й, юбилейной выставки "Итоги сезона" застрахована не была. Как объясняют сами художники, "за сорок лет такая мысль никому даже в голову не приходила". Следовательно, рассчитывать на страховку не приходится.
- Форма страхования в данном случае вообще крайне сложная, - утверждает юрист СТД Карина Кондрашова. - Союз, конечно, будет добиваться возмещения морального ущерба, но с юридической точки зрения потерпевшие - это художники, чьи работы сгорели. Закон рассматривает картины как имущество. И защищать свои интересы придется их владельцам. Можно также подсчитать материальные затраты на кисточки, краски...
Пока председатель СТД РФ Александр Калягин предлагает обратиться к мэрии с просьбой предоставить художникам бесплатное помещение для выставок. С мнением Александра Калягина согласен Борис Мессерер:
- Я не склонен жаловаться на судьбу. Главное - найти стационарное помещение для выставки. На волне сочувствия власти должны нас принять, мне представляется это совершенно возможным.
Более эмоционально высказывается по этому поводу Олег Шейнцис, потерявший на пожаре макет к спектаклю "Плач палача":
- Художники ежедневно наблюдают гибель своих творений - то спектакль снимут, то склад с декорациями сгорит. Это процесс каждодневный. Просто раньше мы никогда не горели все вместе. Но из этого нужно делать выводы. Первый вывод: отношение общественности к нашей беде циничное. Второй - важно не потерять то хрупкое единение, которое у нас возникло.
К разговору подключается художник Сергей Тараканов:
- У меня на этой выставке были работы, которые я принципиально не продавал даже музеям. Восстановить их нереально. Я сочувствия от властей получать не хотел бы. Моя кукла для меня как человек, как ребенок. Чиновники не поймут, если я приду и скажу: "У меня в Манеже сгорело шесть детей..."
...Разговор в курилке был куда резче. Здесь говорили о том, что виновника пожара никогда не назовут. Вспоминали, как увидели по телевизору горящее здание и все сразу поняли. Ни один не бросился на Манежную площадь - и так все сразу стало ясно... Говорили о том, что нужно искать другого юриста, что здание, конечно, необходимо, но нужно бороться за свои права. И оценить утерянное вполне возможно - ведь существуют договоры об оплате эскизов театрами. На основании этих цифр можно составить и иск.