Субботний объезд начался для мэра Москвы на фольклорно-мажорной ноте - на улице Барклая он заложил капсулу с посланием к потомкам в здании будущего Московского культурного центра (бывший кинотеатр "Украина"), хозяйкой которого ко Дню города станет народная артистка Людмила Рюмина. Дальше Лужкова ждали менее веселые проблемы - спасение людей из горящих высоток и спасение полноты власти самого мэра.
"Есть такая проблема - спасение людей из горящих высотных зданий"
В Химки, а конкретно в НПО имени Лавочкина, мэр приехал, чтобы собственными глазами увидеть, что представляет собой новое индивидуальное средство спасения "Спасатель".
В ожидании мэра гендиректор (он же генеральный конструктор НПО) Константин Пичхадзе пытался объяснить это журналистам:
- Есть такая проблема - спасение людей из горящих высотных зданий. И нет в мире средства, которое могло бы позволить человеку преодолеть и высоту, и температуру, и удар о землю. Наше устройство на это способно. Смотрите: у человека прикреплен ранец на спине, он разворачивается спиной к улице, выдергивает кольцо, расположенное на груди, и выпрыгивает из окна. Сразу вокруг него надувается нечто вроде большой подушки безопасности, которое одновременно обеспечивает низкую скорость снижения, а при приземлении - снижение перегрузки при ударе. Стоимость - всего-то порядка 1-2 тысяч долларов. По идее оно должно, как огнетушитель, висеть на стенке в квартире каждой высотки. Устройство многоразовое, просто кое-какие элементы нужно будет заменять. Весит килограммов 15-20. Использовать можно на любой высоте. Нет, людей мы пока не бросали... Пока сертификацию не проведем, не имеем права. Хотя желающих выпрыгнуть из окна много. У нас же люди-то - во!
На глазах у мэра с 30-метровой высоты сбросили манекен со "Спасателем". Приземлился он так жестко, что мэр невольно поежился: "Так и позвоночник сломать недолго".
Безусловно, устройство требует многих доработок. Не случайно мэру показали работу уже надутого "Спасателя". Ранца, который будет висеть на стене квартиры или офиса, скажем, 25-го этажа, пока просто не существует. Но и то, что есть, вызывает массу вопросов. Первый: сможет ли неподготовленный человек в состоянии стресса решиться на такой головокружительный прыжок в никуда и тем более выбросить таким образом из горящего здания ребенка? Второй: удастся ли ему приземлиться живым? Третий: если человек все же выпрыгнет, то как это будет выглядеть, если здание имеет сложную конструкцию, как, например, знаменитый "Триумф-Палас"?
По-видимому, эти вопросы волновали и Лужкова.
- Самая высокая пожарная вышка имеет высоту 72 метра, а здания бывают высотой в 250, - задумчиво сказал он. - Как спасать людей с такой высоты? Это задача не только наша, но и всех городов с высотными зданиями. Группа специалистов НПО предложила свой способ, и он, безусловно, может оказаться полезным. Во всяком случае, других способов спасения людей из высотных зданий пока нет. А падать с высоты всегда больно. Я вам скажу: чем выше, тем больнее...
"С какой целью ограничивать власть мэра?"
Прозвучало это так многозначительно, что журналисты тут же атаковали Лужкова политическими вопросами: что он может сказать о проекте закона, ограничивающего полномочия мэра? Юрий Михайлович искренне удивился:
- Я вообще об этом законопроекте слышу только от вас. Но думаю, что все это несущественно, неправильно и вряд ли пройдет. Во-первых, разумное ограничение власти мэра уже существует. Во-вторых, если ограничивать власть, то с какой целью? Ограничивать его хозяйственные полномочия? Неразумно. Ограничивать его политические возможности, возможности передвижения, может быть, имеется в виду мой визит в Аджарию? Но у нас демократическое общество, мы, как говорится, живем в условиях свободной страны. Финансирование? Но это тоже странно. Все ресурсы бюджета Москвы идут на пользу москвичей, половина бюджета идет на социальную сферу. В общем, я впервые слышу от вас о каком-то готовящемся законопроекте. Дай бог тому, кто его готовит, объяснить его смысл и цель. Но, думаю, это будет непросто сделать.