В Ираке появился свод законов - первый после свержения Саддама Хусейна. В понедельник Временный управляющий совет Ирака принял временную конституцию страны. Формально Переходный административный закон - именно так именуется временная конституция - вступит в силу в среду, когда под ним поставит подпись глава временной администрации Ирака Пол Бремер.
Члены Временного управляющего совета вздохнули с облегчением. Еще бы, на обсуждение основного закона у них ушло несколько недель. А последнее заседание и вовсе продолжалось 10 часов и закончилось в 4 часа утра в понедельник.
"Достигнуто полное согласие по каждой статье конституции", - заявил помощник Ахмада Чалаби, входящего в Совет. Коллега Чалаби - курд Махмуд Осман - считает принятие основного закона "историческим событием не только для Ирака, но и для всего региона".
Впрочем, восторженные комментарии на поверку могут оказаться обыкновенным художественным преувеличением. По сути согласованный документ не решает ни одной проблемы в Ираке. Он лишь провозглашает принципы, которые не чужды американцам, зато плохо знакомы иракцам. Среди 60 статей временной конституции будут параграфы о правах человека, о свободе слова и вероисповедания, о гражданском контроле за армией. Кроме того, Ирак останется президентской республикой.
"Ирак не будет исламским государством", - почти с гордостью говорят сторонники светского пути развития. Однако временная конституция лишь утверждает, что ислам не станет "единственной основой законодательства", добавляя при этом, что "ни один закон не будет утвержден, если он противоречит исламу".
На прошлой неделе Пол Бремер предупредил, что не подпишет временный основной закон, если там окажется упоминание шариата. А в пятницу консультации покинули представители шиитов, которым показалось излишне либеральным новое семейное право. В итоге шииты вернулись, а Бремер готов подписать конституцию. Все оказались довольны, однако подробности "сделки" пока держат в секрете. Полностью свод законов обещают опубликовать после того, как под ним свой автограф поставит Бремер.
Однако уже сейчас ясно, что этот основной закон прекратит свое существование в 2005 году, когда будущий парламент примет новую конституцию. Если, конечно, парламент будет избран. Ведь выборы в лучшем случае пройдут в конце года, а к тому времени американцы должны передать всю власть иракцам. Сделать это Вашингтон обещал к 30 июня. Впрочем, ситуация в Ираке не предполагает строгого соблюдения всех ранее оговоренных сроков. Например, временную конституцию должны были принять до 28 февраля.
Несмотря на задержку, Временному управляющему совету так и не удалось решить "женский" и "курдский" вопросы. В согласованном документе содержится лишь пожелание: четверть мест в законодательных органах должна принадлежать женщинам. "Это не квота, а лишь рекомендация", - сказал один из членов Временного управляющего совета.
А с курдами и вовсе случилось недоразумение. Несмотря на то что Ирак провозглашается "федеративным государством", во временной конституции, судя по всему, не найдется места упоминанию курдской автономии. "Если курды претендуют на нефтеносный север Ирака, то шииты вполне могут требовать автономии на богатом нефтью юге, где они составляют подавляющее большинство", - справедливо посчитали шииты. Чтобы не дразнить их, Временный управляющий совет предпочел оставить будущему парламенту право решить судьбу курдской автономии.
Так что временная конституция получилась чересчур абстрактной и практически никого ни к чему не обязывающей. Собственно, едва ли следовало от нее ожидать большего. Никто не знает, что произойдет в Ираке после того, как американцы передадут власть местным лидерам, а затем рано или поздно все же выведут свои войска. Трудно предсказать, каким окажется парламент - а ведь именно ему предстоит вершить судьбу страны. Временный управляющий совет под диктовку американцев подготовил "черновик" основного закона. Будет ли похожа на него настоящая конституция - сегодня об этом не догадываются даже в Вашингтоне.