В пятницу процесс по делу бывшего главы компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов, достиг кульминации. В зале заседаний Мещанского районного суда столицы прошли прения сторон. Выслушав прокурора, трех адвокатов и подсудимого, суд объявил перерыв до 5 февраля, когда будет оглашен приговор.
Последнее слово прокурора
- В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шахновский в период с 1998 по 2000 год участвовал в управлении компаниями «ЮКОС-Москва» и «Роспром», - начал свою речь в прениях государственный обвинитель Дмитрий Шохин. - Путем совершения финансовых операций он организовал вывоз капитала на счета контролируемых им компаний в зарубежных банках.
Шахновский подал в налоговую инспекцию № 2 по городу Москве, находящуюся по адресу ул. Мещанская, 9/14, заявление на приобретение патента предпринимателя без образования юридического лица, дающего право пользоваться упрощенной системой налогообложения, которая предусматривает уплату стоимости патента и освобождает от уплаты подоходного налога. В заявление Шахновским были внесены заведомо ложные сведения о том, что он оказывает консультационные и управленческие услуги. При этом Шахновский знал, что никаких услуг он оказывать не будет. Таким образом, умышленно подготавливались условия для уклонения от уплаты подоходного налога как физического лица и взносов в Пенсионный фонд. В договор с компанией «Статус Сервис Лтд» Шахновский внес заведомо ложные сведения о том, что он будет оказывать консультационные услуги зарубежной фирме по вопросам финансового экономического развития и банковского регулирования в России, заранее зная, что он этих услуг оказывать не будет.
За 1998 год Шахновский показал доход в книге учета доходов и расходов предпринимателя 6 миллионов 842 тысячи 600 рублей. При этом Шахновскому было достоверно известно, что эти средства были им получены за выполнение трудовых обязанностей в компании «Роспром», а не за оказание услуг. В налоговую инспекцию были представлены заведомо подложные документы - договор с компанией «Статус Сервис Лтд» и книга учета доходов и расходов предпринимателя. Сумма уклонения от уплаты налогов с физического лица составило за этот период 2 миллиона 413 тысяч 155 рублей.
В 1999 году Шахновский снова получил патент на право пользоваться упрощенной системой налогообложения и оформил договор с компанией «Статус Сервис Лтд». Его доход составил 4 миллиона 558 тысяч 600 рублей. При этом Шахновский достоверно знал, что фактически деятельностью по оказанию консультационных и управленческих услуг он не занимается, а получает деньги за исполнение трудовых обязанностей в ЗАО «Роспром». Это является уклонением от уплаты им налога как физическим лицом, Шахновский достоверно знал, что полученные от фирмы «Статус Сервис Лтд» средства являются вознаграждением за его работу в компаниях «Роспром» и «ЮКОС-Москва». За 1999 год сумма уклонения от уплаты налогов с физического лица составила 1 миллион 612 тысяч 252 рубля.
Такая же ситуация повторилась и на следующий год. В 2000 году по договору с фирмой «Статус Сервис Лтд» Шахновский получил 79 миллионов 884 тысячи рублей. Достоверно известно, что указанные средства получены за выполнение трудовых обязанностей в компаниях «Роспром» и «ЮКОС-Москва», а не за оказание консультационных услуг. Сумма уклонения от уплаты налогов с физического лица составила 24 миллиона 499 тысяч 175 рублей.
Всего за период 1998-2000 годов по фиктивным договорам с фирмой «Статус Сервис Лтд» Шахновский получил 91 млн 285 тыс. 200 рублей, достоверно зная, что указанная сумма была им получена за выполнение трудовых обязанностей в компаниях «Роспром» и «ЮКОС-Москва». Сумма уклонения от налогов за этот же период составила 28 миллионов 524 тысячи 582 рубля, из которых подоходный налог с физического лица не был уплачен в сумме 27 миллионов 635 тысяч 811 рублей, а взносы в Пенсионный фонд - 888 тысяч 771 рубль.
Теперь я обращусь к показаниям Шахновского на предварительном следствии. По прошествии всего 3 лет с момента окончания его якобы предпринимательской деятельности Шахновский не мог вспомнить, являлся ли он предпринимателем без образования юридического лица, какие конкретно услуги он оказывал. Не смог сказать, с кем конкретно он находился в гражданско-правовых отношениях, как его находили заказчики. На вопрос следствия, почему он этого не помнит, Шахновский ответил: «Не знаю».
Вместе с тем биографические данные Шахновского, его работа на ответственных постах в мэрии Москвы, а затем в структурах компании «ЮКОС» говорят, что запамятование им столь значительных событий исключено. Как можно забыть, при каких обстоятельствах получил 2,8 миллиона долларов в 2000 году при том, что официальная зарплата в «Роспроме» составила за этот год 26 286 рублей?
Думаю, ни у кого не может возникнуть сомнений, что никаких консультационных услуг компании «Статус Сервис Лтд» он не оказывал. Какие услуги мог оказать Шахновский, инженер-телемеханик, компании, руководителем которой был банкир и финансист Платон Лебедев?!
Кроме того, Шахновский на предварительном следствии выразил сожаление, что причинил ущерб, добровольно выплатил налоги, включая штрафы и пени. Что свидетельствует о признании им факта уклонения от уплаты налогов.
В 2001 году он прекратил предпринимательскую деятельность. В суде было достоверно установлено, что он превысил доход, равный 100-кратному размеру МРОТ, что автоматически лишало его возможности пользоваться льготами по оплате налогов. Понимая это, Шахновский прекратил свою деятельность. Если бы у него были реальные заказчики, то они продолжали бы делать заказы такому высокооплачиваемому консультанту.
Из представленной суду служебной записки, подготовленной сотрудницей компании «ЮКОС» Кантович (в девичестве Дубровиной), видно, что в ней анализируется трехлетняя деятельность по реализации одного из самых совершенных способов уклонения от налогов, который продемонстрировал Шахновский и другие сотрудники компании. Схема движения денег такова: средства (их прокурор называет то оборотными средствами, то прибылью. - «Известия») компаний «ЮКОС» и «Апатит» переводятся в подконтрольные зарубежные фирмы, затем - в созданные в офшорных зонах такие фирмы, как «Статус Сервис Лтд», а оттуда по фиктивным договорам на оказание предпринимательских услуг выплачиваются сотрудникам компании.
По обвинению Шахновского в статье о подделке документов (ч. 1 ст. 327 УК России) прокурор не стал требовать наказания, поскольку по данной статье истек срок давности. Другое дело часть 2 статьи 198 - «уклонение от налогов в особо крупном размере».
- Учитывая то, что Шахновский возместил причиненный государству ущерб, имеет государственные награды, а также трех несовершеннолетних детей (всего их у него четверо - «Известия».), - сказал обвинитель, - прошу суд назначить подсудимому наказание в виде одного года и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Последнее слово защиты
- Мы не можем согласиться с государственным обвинителем в том, что вина подсудимого полностью доказана, - так начал свое ответное выступление адвокат Василия Шахновского Генрих Падва. - Не только потому, что он сам отрицал свою виновность, хотя и понимал, что признав, мог бы отделаться малой кровью. Но и потому, что доказательств его виновности, достаточных для вынесения приговора, не существует. Прокурор привел две группы доказательств. Первая: в течение 3 лет Шахновский получал льготы и пользовался ими - эти факты никем и не оспариваются. Но для того чтобы признать его виновным, надо доказать, что он никаких услуг той компании не оказывал, что все это фикция. А этих доказательств недостаточно. Прокурор считает, что доказательствами являются показания Шахновского на следствии и отказ от показаний в суде в соответствии со статьей 51 Конституции России. Подсудимый выплатил требуемую сумму, заявил, что невиновен, а то, что он не отвечал на вопросы предварительного следствия означает фактическое уклонение от дачи показаний. Да мало ли по каким причинам человек не дает показания? Нежелание называть контрагента, и еще тысячи причин. Нельзя считать виновным и за отказ от дачи показаний - были соответствующие разъяснения пленума Верховного суда, посмотрите, Ваша честь, я принес их специально. Есть и аналогичные разъяснения относительно возмещения ущерба - при чем тут признание виновности?! Люди возмещают предъявленный им ущерб по разным причинам - это и нежелание обрекать себя на мытарства, желание проявить добрую волю.
Прокурор изложил схему увода денег за границу и возврата их в виде зарплаты по фиктивным договорам. Но не привел ничего, что доказывало бы это. Чем доказывается, что деньги от «ЮКОСа» и «Роспрома» уходили за рубеж? Все сказанное прокурором основывается на умозаключениях и предположениях. В деле фигурирует несколько страниц текста, где говорится, что прибыль от деятельности компании «Менатеп Лтд» аккумулируется на счетах зарубежных компаний. Но что это за документ - написано, что перевод с английского. А кто переводил, кем заверен перевод, что это за первоисточник - нет информации. Это не документы, а какие-то бумажки, они не могут быть признаны доказательствами. Но давайте посмотрим по содержанию. Нигде не сказано, что деньги должны поступать на счета офшорных фирм, а оттуда - Шахновскому.
А служебная записка Кантович? Последний договор Шахновского датируется концом 1999 года, а записка написана 3 марта 2000 года, и смысл ее усремлен в будущее время. И нигде не говорится о том, что в ней анализируется, как сказал прокурор, 3-летний опыт деятельности Шахновского и других.
Выступившие следом адвокаты Юрий Клячкин и Василий Алексанян также обратили внимание суда на то, что в деле не представлено никаких доказательств.
- Следствие по каким-то причинам велось в чрезвычайной спешке, - сказал Юрий Клячкин. - Оно длилось всего две недели. Нет доказательств вины - ни прямых, ни косвенных.
Адвокаты потребовали для своего подзащитного оправдательного приговора.
Последнее слово подсудимого
- Ваша честь, еще 5 минут назад я не собирался выступать с последним словом, но в последний момент все-таки решил воспользоваться этим правом, - начал свое выступление Василий Шахновский. - Я впервые оказываюсь в такой ситуации. Прокурор сказал, что в ЮКОСе искали новые формы уклонения от налогов. Должен сказать, что с 2000 года я уплатил около 10 миллионов долларов налогов и примерно столько же потратил на благотворительную деятельность. При всей простоте дело, которое сейчас рассматривалось, очень серьезно. Очевидно, что все это связано с обвинениями, предъявленными Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому. То, как суд подойдет к этому делу, будет иметь значительные последствия не только для меня лично, но и для страны в целом. У меня отец в 1937 году провел 7 месяцев в камере смертников. Случилось чудо, он оттуда вышел живым, ему повезло. А многим, жившим в то время - нет. А и тогда не сразу пришли к смертным приговорам без суда и следствия. Сначала, когда не удавалось найти букву закона, стали подменять букву духом, потом тем, как этот дух понимают конкретные людиѕ Шаги вниз по этой лестнице могут привести к очень тяжелым последствиям.
Я по-прежнему хочу сказать, что никаких преступлений я не совершал, я вообще очень законопослушный человек. Ничего мне не было предъявлено, и когда я работал в мэрии. Хотя я знаю, что Генеральная прокуратура очень дотошно проверяла материалы ее деятельности за 1990-1997 годы. Виновным себя не признаю. Надеюсь на справедливое решение суда. Спасибо.
Ольга Артюхова останется адвокатом
Защитник экс-главы НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского Ольга Артюхова не будет лишена статуса адвоката. По словам президента Московской адвокатской палаты Генри Резника, в пятницу независимая Квалификационная комиссия отклонила представление главного управления Министерства юстиции по Москве, предлагавшего исключить Артюхову из реестра адвокатов. Квалификационная комиссия, в которую входят представители Московской адвокатской палаты, Мосгордумы, Арбитражного суда, Мосгорсуда, Управления юстиции, почти единогласно (11 - «за», 1 - «против») приняла решение отклонить представление Минюста. Генри Резник напомнил, что поводом для проверки в отношении Артюховой послужило изъятие у нее при выходе от Михаила Ходорковского в следственном изоляторе «Матросская Тишина» записки, которая была расценена следствием как указание олигарха по противодействию следствию.
Квалификационная комиссия пришла к выводу, что досмотр Ольги Артюховой был незаконен, поскольку заключенный Ходорковский не был автором изъятой записки.
- Это были личные записи Артюховой, касающиеся дальнейшей тактики защиты, охраняемой адвокатской тайной, - заявил «Известиям» Генри Резник. Он уверен, что совет палаты, который соберется 3 февраля, подтвердит решение Квалификационной комиссии.