В минувшие праздники из глазной клиники Святослава Федорова похитили две большие картины Зураба Церетели. Никто в клинике не может вспомнить названия картин, а также описать, какие именно цветы на них изображены. Руководство клиники оценило ущерб в 300 тысяч рублей. Сам художник считает, что его работы бесценны. Галеристы полагают, что его работы не имеют художественной ценности.
Два натюрморта работы Церетели до ноябрьских праздников висели в комнате отдыха операционного блока МНТК "Микрохирургия глаза" им. Федорова на Бескудниковском бульваре Москвы. Выйдя после выходных на работу, сотрудники картин не обнаружили, а на дверях помещения явно были видны следы взлома. Заведующий оперблоком Сергей Копаев тут же о случившемся заявил в УВД Северного округа столицы. В институте Святослава Федорова остались еще десятки картин работы президента Академии художеств России, подаренные в свое время им самим. Причем многие из них висят в более доступных местах - в холлах. Объяснить выбор преступников не может и сам автор натюрмортов. "Но мне в некоторой степени приятно, что мои работы настолько востребованы", - заявил во вторник "Известиям" Зураб Константинович.
Натюрморты с цветами, как и все вышедшее из-под руки мастера, имеют немаленькие размеры - каждый полтора на полтора метра. Но несмотря на церетелиевский масштаб полотнищ, никто из сотрудников клиники не смог сказать, какие именно цветы были на них изображены. "Пока ищем просто цветы и ждем, когда из института нам, может быть, предоставят фотографии похищенных картин", - сказал нам представитель УВД Северного округа Виктор Максимов. Названий натюрмортов тоже никто не знает. Даже автор.
- Еще где-то в конце 70-х - начале 80-х я оформлял это здание, потому что дружил с Федоровым, - говорит Зураб Церетели. - Святослав тогда только строил свой медицинский центр. С тех пор там осталось много моих картин, витражей. В основном я их исполнял в ярких тонах. Люди после операции на глазах должны радоваться насыщенности, яркости красок. Много было и цветов. Разных. Какие украли, мне трудно сказать.
Сергей Копаев, видимо, посоветовавшись с руководством МНТК, оценил сумму материального ущерба в 300 тысяч рублей. Как говорят в УВД, цифра взята скорее с потолка, ведь никакой экспертной оценки не проводилось. Сам заведующий оперблоком финансовый вопрос обходит стороной:
- Нам очень дорог подарок автора этих картин академику Федорову... Остальное - без комментариев.
Денежный эквивалент своих работ не может оценить и Церетели.
- Я передавал их Федорову безвозмездно. Но вообще мои картины стоят дорого. Очень дорого! Я дорогой художник, - скромно признается художник. - Некоторые мои картины не то что 300 тысяч рублей стоят, но и даже 300 тысяч долларов для них не цена.
И только в московской галерее Церетели нам помогли внести определенность в вопрос о цене. "Каждое произведение Зураба Константиновича уникально и бесценно", - ответили в галерее.
Президент Академии художеств узнал о краже картин вчера в аэропорту "Шереметьево", откуда вылетал в Нью-Йорк. По его словам, он выиграл конкурс на возведение монумента, посвященного трагедии 11 сентября. И сейчас ему предстоят встречи со строителями, проектировщиками... А вот к подобным похищениям, признался он, уже привык.
- За моими работами часто охотятся. В Тбилиси три года назад украли "Песнь о Тбилиси". Ее так и не нашли. В Пицунде украли скульптуру "Лежащая женщина". Украли и мою дипломную работу "Портрет спортсмена", за которую я в 58-м году получил пять с плюсом. В прошлом году мне позвонил один частный коллекционер и предложил купить у него моего"спортсмена". Я не стал даже разбираться, как он к нему попал, купил и все.
- За большие деньги?
- Нет. Недорого. Еще похитили картину с голой женщиной, которую я на первом курсе нарисовал. Ее я тоже потом выкупил. Недорого. Еще несколько картин - студенческих пришлось выкупать у частных коллекционеров. А что делать?
- Так, может, и эти два натюрморта украли, чтобы вам же их продать?
- Не думаю. Их, наверное, продадут за рубежом. Уж слишком большой криминал мне не станут предлагать, побоятся.
Следователи окружного УВД сейчас общаются с охранниками МНТК. К ним очень много вопросов. В частности, за четыре праздничных дня они ни разу не провели обход здания. А кроме того, почему-то в эти дни не работала установленная в институте система видеонаблюдения.
"Декоративные элементы, не имеющие художественной ценности"
- Церетели не является художником, которым бы интересовался внутренний или внешний рынок, - считает известный московский галерист Марат Гельман. - И картины эти могут быть ценны только для него самого и, вероятно, еще для больницы, которую украшали похищенные натюрморты. Их можно рассматривать как красивые декоративные элементы, не имеющие художественной ценности. Для госзаказчика он, может быть, и является дорогим художником, но не для ценителей искусства. На моей памяти только один случай, когда работы Церетели продавались. В одной китайской лавке стояли копии его "Георгия Победоносца". Над статуэтками было написано: "По цене меди".