Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Карен ШАХНАЗАРОВ: "Я не экранизирую свою жизнь"

Карен Шахназаров, один из самых знаменитых отечественных режиссеров и уже более пяти лет глава "Мосфильма", если и дает интервью, то о проблемах кинематографа. Пожалуй, Карен Шахназаров еще никогда не рассказывал о себе столь откровенно. "Эта история уже старая, она произошла четырнадцать лет назад. Я приехал домой из командировки и не обнаружил ни своей жены, ни своей дочери. Жена уехала с ней в Америку. Четырнадцать лет назад невозможно было просто так собраться, Больше я свою дочь не видел. Сейчас ей уже восемнадцать лет... Поначалу я пытался их найти, потом перестал искать, понял, что бесполезно. Сейчас я этого делать не хочу и не буду. Если суждено нам встретиться - встретимся, нет - значит, не судьба..."
0
Карен ШАХНАЗАРОВ: "Я не экранизирую собственную жизнь"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Карен Шахназаров, один из самых знаменитых отечественных режиссеров и уже более пяти лет глава "Мосфильма", если и дает интервью, то о проблемах кинематографа. О том же родном "Мосфильме" или о необходимости квот на зарубежное кино (тема, которую он сейчас очень любит развивать, даже поучаствовал недавно в теледискуссии с мэтром канадской режиссуры Дени Арканом). Интервью, которое он дал "Известиям" - очень личное. Пожалуй, Карен Шахназаров еще никогда не рассказывал о себе столь откровенно. "Хулиганом себя не считаю" - Вы согласны с тем, что человека во многом формирует среда, в которой он родился и вырос? - Естественно. Среда, которая окружала меня, была, скажем так, неоднородная. Мой отец - карабахский армянин из Баку, мама - русская. Так сложилось исторически, что мужчины из рода Шахназаровых были либо военными, либо адвокатами. Моим воспитанием в основном занималась мама, отец всю жизнь много работал. Он никогда меня особенно не ругал, не читал мне нотаций. Воспитывал меня своим примером. Привил мне любовь к книгам. Сам он был человеком необычайно - энциклопедически - эрудированным, сейчас, пожалуй, таких уже и нет. Я поражался: он знал наизусть всего Камоэнса, знал всю мировую литературу - помнил имена не только главных героев, но и второстепенных персонажей. Я много читал и читаю в своей жизни, но до отца мне очень далеко. Меня, кстати, не нужно было заставлять читать, я это делал как одержимый - родители меня иногда даже ругали. Я читал, когда делал уроки, - разложу для вида учебники, а у самого в руках какая-нибудь книжка, читал даже ночью, забравшись в кровать с фонариком. Иногда родители обнаруживали это, и мне опять-таки доставалось. Ребенок подсознательно берет пример со взрослых, и если дома не любят книг, то как он приучится к чтению? А когда ты видишь, что твои родители не только любят книги, но и разговаривают на потрясающем языке, то невольно начинаешь им подражать. Тебе хочется говорить правильно. - Перед глазами сразу встает эдакий образ идеального отличника. - Вот отличником я как раз не был. Более того, учился посредственно, если не сказать - плохо. Какие-то предметы я знал блестяще, но что касается не очень любимых, то откровенно балбесничал. Книжки отнюдь не мешали мне вести веселую юношескую жизнь. Мы с ребятами до одури играли в футбол - это была катастрофа. Родители ничего не могли с нами поделать - каждый божий день после уроков мы по три часа гоняли мяч. Мама была в шоке. Вообще я оказался очень спортивным. Занимался плаванием. До сих пор каждый день хожу в бассейн. Почему-то я всегда считал своим главным недостатком лень, а теперь думаю, что это не совсем верно, если я регулярно хожу в бассейн. - Значит, детство у вас было безоблачным и счастливым? - Пожалуй, да. Одно из ярких воспоминаний детства - как бабушка (она работала на хлебозаводе) приносит мне очень вкусные лепешки. Когда я вырос, то очень долго искал такие в магазинах, пока мама не сказала: "Бабушка их делала специально для тебя, в магазинах их не найдешь". Я рос нормальным ребенком со своими шалостями, приключениями и даже драками. Без этого, по-моему, ни один мальчишка еще не вырос. - Улица на улицу, двор на двор? - Мы дрались в своих компаниях, но наши драки были абсолютно беззлобными и уж тем более не носили никакого криминального характера. Обыкновенные мальчишеские драки: выясняли, кто сильнее, или дрались из-за девчонок. Жизнь была намного безопаснее, хотя и ремеслуха была, и хулиганы были. По сравнению с тем, что творится сегодня, хулиганы из моего детства - так, безобидные существа... Я тогда ни одного настоящего хулигана-то и не видел. Правда, сегодня как читаешь интервью с известным человеком, так он обязательно рассказывает о том, каким хулиганом являлся в детстве. Я себя хулиганом не считаю. Хотя, может быть, когда рвал морковку с чужого огорода, то для хозяев этого огорода я и был настоящим хулиганом. Или когда за яблоками в чужой сад забирался. "Отца ценили за талант" - Говорят, что дом ваших родителей был очень открытым. - Необыкновенно открытый дом. Просто море гостей каждую субботу и воскресенье. Мама всю зарплату тратила на угощения. Мои родители не имели отношения к театру, но как-то так получилось, что они очень быстро обросли знакомыми из театрального мира. И наравне с известными публицистами у нас дома бывали Юрий Любимов с Людмилой Целиковской, заходил Володя Высоцкий, родители дружили с Анатолием Эфросом. Со временем я понял две простые истины. Первая - с годами человек очень сильно меняется (хотя при этом что-то в нем, конечно, остается неизменным), и вторая - жизнь очень жестоко сводит и разводит людей. Кто-то уходит из твоей жизни, порой навсегда. Жизнь развела в разные стороны моих родителей с теми, кто так часто бывал у них в гостях. - Вопрос по ходу: ваш дом такой же открытый, каким был дом родителей? - Я как раз предпочитаю посиделки вне дома. Люблю рестораны, что поделаешь! Это у меня с молодости. У меня есть друг, вместе с которым мы когда-то и обрели эту привычку. Его дед, известный в то время археолог, обладал уникальной библиотекой с раритетными изданиями. Друг время от времени тягал оттуда пару-тройку книжек и сдавал их в "Букинист" в гостинице "Метрополь". На вырученные деньги мы и кутили. С тех самых пор любовь к ресторанам у меня неизменна. Мне нравится шум, среда, нравится наблюдать за людьми. Но это вовсе не значит, что я завсегдатай пафосных ресторанов. - Наверняка вы частенько пользовались тем, что к вашим родителям приходил Любимов, - на "Таганку" ведь в то время попасть было невозможно? - Театр на Таганке мне очень нравился, хотя - опять-таки с годами - я понял, что "Таганка" того времени была сродни КВН: Любимов брал тем, что актеры со сцены говорили достаточно острые вещи. Все это было весело и, безусловно, талантливо, но если говорить о тогдашнем театре, то по-настоящему интересным был Анатолий Эфрос. Он самый глубокий из всех режиссеров, действительно великий, хотя и менее яркий по меркам тех лет, чем Любимов. Спектакли Эфроса были более скромными, я бы сказал, камерными, но они меня задевали. И видите, как судьба распорядилась - Анатолий Эфрос пришел в Театр на Таганке, а там его взяли да и "съели". - Сегодня уже ни для кого не секрет, что Юрию Петровичу Любимову и его театру помогали работники ЦК КПСС. - В международном отделе ЦК, где работал мой отец, были почитатели этого театра. И когда у "Таганки" возникали проблемы, они делали все возможное, чтобы театр не закрыли. Шли наверх, передавали кому надо письма. Поэтому "Таганка" тогда и существовала. Мой отец в свое время также много помогал этому театру. В ЦК ведь существовала своя жизнь, и вовсе не такая, какой ее сегодня пытаются представить. Ведь кто-то закрывал картину или спектакль, но кто-то их потом и открывал. Кстати, именно из-за "Таганки" у отца начался конфликт с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой - какой властью обладала в то время Фурцева, думаю, объяснять не стоит. Закрыли очередной спектакль Любимова, отец сначала передал письмо, а потом кому-то позвонил и сказал, что зря закрыли - спектакль-то хороший. А через какое-то время отцу позвонила Фурцева и сказала: "Вы знаете, это не ваше дело, и не лезьте. Вы этим не должны заниматься". - А если бы ваш отец нажаловался Леониду Ильичу Брежневу - он же был его спичрайтером? - Отец не был спичрайтером Брежнева, как, впрочем, и человеком Брежнева. Уж скорее он был человеком Андропова - ведь это Юрий Владимирович пригласил отца работать в ЦК. В свое время Андропов возглавлял международный отдел ЦК, у него возникла идея создать группу консультантов - своеобразный интеллектуальный центр (по принципу того, что был у президента Кеннеди), - и он сколотил крепкую команду. В нее входили настоящие специалисты в своем деле: журналисты, политологи, социологи, международники. В этой группе и работал мой отец. Он принимал участие в написании речей, подготовке документов - но это не были речи конкретно для Леонида Ильича. Речи Брежнева (как, впрочем, и книги) писали совсем другие люди. В этом нет ничего особенного. Во всем мире лидеры сами никогда не писали и не пишут - до сих пор. Просто у нас сейчас все это преподносят с изнанки, и создается впечатление, будто Эйзенхауэр сам трудился над своими мемуарами. Но это же смешно! Мой отец никогда не принимал участия ни в каких группировках, он был очень талантливым - и ценили его именно за это. Хотя бывало всякое... Однажды мама с отцом поехали в Париж, и так случилось, что в это время умерла моя бабушка. Мама пошла в церковь по православному обычаю поставить свечку за упокой. И кто-то на отца стукнул - мол, член партии, работает в ЦК, а ходит в церковь. По приезде в Москву отца вызвал Суслов: "Как же так, ваша жена в церкви свечку поставила?" Отец объяснил. На что Суслов сказал: "Ну, если по делу, тогда понятно". "Сценарий невозможно написать за две недели" - Получается, что вы нарушили историческую традицию рода Шахназаровых и вместо того, чтобы стать адвокатом или военным, поступили во ВГИК. - Я хотел поступать во ВГИК на художественный факультет, ведь с детства люблю живопись, занимался в художественной школе. Но потом выяснилось, что для этого нужно было иметь среднее художественное образование. У меня его, естественно, не было. А чтобы поступить на режиссерский факультет, требовался только аттестат об окончании школы. И я решил пойти в режиссуру. - Вы хоть представляли, что это за профессия? - Весьма приблизительно. Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал. Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет. Закончив институт, пришел работать на "Мосфильм". Два года был ассистентом у своего учителя Игоря Васильевича Таланкина. Потом работал в объединении Георгия Николаевича Данелии. И это стало школой. Сценарий фильма "Мы из джаза" я с Сашей Бородянским переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц... Я долго оставался самым молодым режиссером, а потом самым молодым секретарем Союза кинематографистов. - И при этом работали с актерами-мэтрами. Не испытывали пиетета? - Пиетет безусловно испытывал, но он не мешал мне говорить то, что думаю. Даже когда работал с Евгением Александровичем Евстигнеевым, хотя я был молодым режиссером, а он - мастером. Конфликтов между нами, конечно, не возникало, но напряженные ситуации случались. Евгений Александрович отнюдь не был мягким. И роль в фильме "Зимний вечер в Гаграх" он буквально завоевал. Он снялся в небольшом эпизоде в картине "Мы из джаза", и я послал ему сценарий "Зимнего вечера". Я не был уверен в том, что это его роль. Тем более что на нее пробовались Олег Ефремов, Евгений Леонов, Петр Щербаков - все пробовались с удовольствием и были готовы работать. Но Евстигнеев просто пришел ко мне и сказал: "Я хочу сыграть эту роль". С этого момента он каждый день приезжал на киностудию и под каким-нибудь благовидным предлогом заходил ко мне поговорить. А потом и без всякого предлога. Меня это начало раздражать, я не люблю давления, а Евгений Александрович именно давил: хочу сыграть - и все тут. А потом я его за это зауважал. Евстигнеев действительно боролся за хорошую роль - он выдающийся мастер, и ему не все равно, что играть. Поначалу у нас не очень складывались отношения на съемочной площадке: он с характером - и я с характером. К тому же не оставляло ощущение, что он просто заставил меня взять его в картину, тем более что наступил момент, когда он начал играть так, как считает нужным. Но я переломил ситуацию. К счастью, мелкие размолвки не вылились в большой скандал. Евгений Александрович - очень мудрый, он понял, что у меня есть свой взгляд и я имею на него право. Потом мы с ним подружились. И дружили до самой его смерти. Когда из жизни уходит такой мастер, как Евстигнеев, ты понимаешь, что незаменимые люди есть. И это не просто слова. Иногда, когда пишешь сценарий, ловишь себя на мысли: "Вот эту роль Евстигнеев так бы сыграл!" И понимаешь, что лучше его уже никто не сыграет. "Прошлое для меня уходит" - А это правда, что картина "Американская дочь" автобиографична? - Я не ставлю фильмы из своей жизни. Хотя подобная история случилась, но говорить, будто эта картина обо мне, - неправильно. С одной стороны, в каждую картину я вкладываю то, что сам когда-то пережил, а с другой, считаю, что не могу снимать автобиографичные картины, потому что в этом случае теряется чувство реальности. Таков мой принцип. Эта история уже старая, она произошла четырнадцать лет назад, и поверьте, со временем многое стирается из памяти. А тогда я приехал домой из командировки и не обнаружил ни своей жены, ни своей дочери. Жена уехала с ней в Америку. Четырнадцать лет назад невозможно было просто так собраться, оформить визу и уехать из страны. Ей явно помогли, и я прекрасно знал, кто именно. В то время, к сожалению, не спрашивали разрешения отца на вывоз ребенка за границу (нотариально заверенный документ стали требовать уже после того, как произошло несколько таких историй). Больше я свою дочь не видел. Сейчас ей уже восемнадцать лет. - У вас не возникало желания найти их? - Поначалу я пытался, хотя знал только то, что они в Америке, - больше ничего. Потом перестал искать, понял, что бесполезно. Кстати, я до сих пор не знаю, где именно они живут. Сейчас уже можно было бы их найти, но я этого делать не хочу и не буду. Если суждено нам встретиться - встретимся, нет - значит, не судьба. Все-таки есть какое-то опасение, что встреча может разочаровать: я ведь не знаю, какой стала моя дочь. А с другой стороны - ну уж через четырнадцать-то лет могли бы хоть открыточку прислать! Смешно, право! Теперь-то уж что скрывать? - Вы простили свою бывшую жену за предательство? - Не уверен, что я должен прощать, она не пыталась что-либо сделать для этого. Я не хочу никого осуждать, знаю одно: каждый из нас будет платить по счетам. С Богом будем разбираться. Я был женат трижды... - Эти браки не разочаровали вас в женщинах, не подавили желания вновь создать семью? - Поскольку я уже все проходил, меня пугает монотонность: знаю, как было и как все будет. По-моему, Чехов сказал: "Смысл брака в продолжении рода". Думаю, сказано правильно. С этой точки зрения я свой род продолжил более чем: дочери восемнадцать лет, а моим мальчишкам десять и семь. Хотя я всегда рад детям, но сейчас не сижу и не размышляю над тем, на ком бы мне снова жениться. Как Бог даст. Ведь у каждого человека своя судьба. Вспоминая сегодня прошлое, я понимаю, что все сложилось так, как и должно было. А вот с какой именно целью - не мне судить. Поверьте на слово: во всем есть смысл и логика. Даже в том, что моя вторая жена тайком уехала в Америку. - Честно говоря, не вижу особой логики в том, чтобы, не объяснив причин близкому тебе человеку, отцу твоего ребенка, просто взять и убежать. - Причины были для меня очевидны, так что я не задавался вопросом, почему так случилось и чем я хуже. И сейчас не пытаюсь анализировать. Если честно, то не очень-то и помню, как выглядит моя вторая жена. Забываю образ. И знаете, что самое интересное? Иногда ловишь себе на мысли, что вроде жил с человеком, какие-то слова говорил, вместе куда-то ходили... Знаю людей, которые живут прошлым, копаются в нем. Я к их числу не принадлежу. Прошлое для меня уходит. - А как же любовь? - Ларошфуко хорошо сказал: о любви много кто слышал, но мало кто ее видел. Странное чувство - любовь: два незнакомых, совершенно посторонних человека вдруг начинают встречаться да еще и требовать что-то друг от друга - мол, почему ты пошла (пошел) в магазин и мне не позвонила (не позвонил)? Странно, повторяю. Это не значит, что чувств нет. Но они вспыхивают и умирают. Такова жизнь. Происшедшее задевает, но только на какой-то период. А потом мы вновь наступаем на те же грабли. Человек ничему не учится. "Со мной сложно договориться" - Вы сказали, что были самым молодым режиссером и самым молодым секретарем Союза кинематографистов. Но ведь вы еще и самый молодой в истории нашей кинематографии генеральный директор киностудии. - Так случилось, что Владимир Досталь, который возглавлял "Мосфильм" до меня, добровольно ушел. Его уговаривали остаться, но он сделал свой выбор - видимо, были причины, о которых нам не известно до сих пор. Согласился я не сразу. Размышлял, советовался с родителями. Родители сказали: раз так сложилось, попробуй, что ты теряешь? Хозяйство мне досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. Создавать на студии единую систему? Начинать с ремонта? Или оборудование закупать? А ведь еще не давала покоя мысль, что от меня по большому счету зависела судьба тех людей, которые здесь работали. - Но ведь справились же, Карен Георгиевич! - В одиночку я ничего бы не сделал, мне мосфильмовцы помогли. Период был непростой. Я вообще жесткий человек. По жизни. Со мной сложно договориться. Никогда не забуду историю, которая произошла со мной несколько лет назад. Дело было на кинофестивале в Шанхае. Россию там представляла картина очень неплохая по сути, но чудовищная с точки зрения технического качества. Вы можете себе представить, чтобы кино Северной Кореи с точки зрения технологии превосходило наше на голову? И я никогда подобного не представлял. Но так и было. И знаменитый Оливер Стоун, с которым я подружился, посмотрев нашу картину, с ехидцей сказал: "Ну что, вот ваше хваленое кино!" Мне стало невероятно обидно. Вдвойне обидно, потому что ответить-то я ему не смог. Теперь эта проблема решена: в России можно снимать кино на самом высоком уровне. Мы много вложили в развитие технологии. - Вы не преувеличиваете? - Это лучшая киностудия в Европе, аналогов "Мосфильму" там нет. Поверьте, я работал на разных студиях - и говорю вам это не как генеральный директор, а как режиссер. И живем мы на то, что сами зарабатываем. Да еще и кино снимаем. Мне нравится моя работа. Поверьте: быть генеральным директором - тоже творчество. Более того, пока мне удается работать и генеральным директором, и режиссером. Но если встанет выбор, я все-таки предпочту снимать кино. Хотя это не меньшая головная боль... Справка "Известий": родословная Мелик-Шахназарян - древнейшая княжеская фамилия. Кто-то из предков Карена Шахназарова был другом Наполеона и его послом по особо важным поручениям, кто-то - сотрудником российского посольства в Тегеране, погибшим вместе с Грибоедовым, кто-то служил при Александре I. Его дед по отцовской линии, чтобы не мозолить глаза новой советской власти своим дворянским происхождением, сменил фамилию Мелик-Шахназарян на Шахназаров. До революции он работал у Людвига Нобеля, который вместе со своими братьями основал в Баку нефтепромышленное предприятие. В мемуарах Павла Флоренского можно прочитать о том, что его ветвь пересекается с ветвью Мелик-Шахназарянов: мать Флоренского - карабахская армянка. Прабабушка Карена Шахназарова по отцовской линии принадлежала к известному роду Пирумовых. Она была сестрой царского генерала Даниэля Бек-Пирумова, который разбил турок в известной битве при Сардарабаде. Русская ветвь режиссера - род его мамы - тоже очень интересна. У отца матери было семь братьев, они жили в деревне на Волге недалеко от Арзамаса. Когда грянула революция, мамин отец принял в ней непосредственное участие - он был балтийским моряком и в 1917 году служил на крейсере "Архангел Гавриил". Как многие балтийцы, он сражался в Гражданскую войну на стороне красных. Потом те, чьей победе способствовал дед нынешнего главы "Мосфильма", пришли и раскулачили семью - отняли дом и в прямом смысле пустили по миру. Но, слава Богу, все остались живы и никого не посадили. Справка "Известий": творчество Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. В 1975 году сделал свой дипломный фильм "Шире шаг, маэстро!". Первой полнометражной картиной стали "Добряки" по пьесе Леонида Зорина. Известность пришла к Шахназарову в начале 80-х, когда на экраны вышел его фильм "Мы из джаза" - веселый, нежный и чуточку ностальгический. Потом были сняты "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Город Зеро", "Цареубийца", "Сны", "Американская дочь", "День полнолуния", "Яды, или Всемирная история отравлений". Каждый из этих фильмов становился событием. С весны 1998 года возглавляет киноконцерн "Мосфильм". Сейчас заканчивает работу над фильмом "Конь бледный".
Комментарии
Прямой эфир