- В распоряжении следствия оказались номера счетов в ряде конкретных зарубежных банков, куда, по версии следствия, переводились средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов. После проведенных в прошлую пятницу обысков следствие изучает изъятые документы и компьютерные базы. Изучена лишь малая часть данных, но они дали основания для проведения новых обысков, - объяснила действия следователей заместитель начальника Управления по особо важным делам Генпрокуратуры России Ирина Алешина.
Напомним, что после небольшого перерыва следователи в минувшую пятницу вновь обрушились с обысками на подразделения, подконтрольные "ЮКОСу". Представители прокуратуры обыскали несколько помещений в бизнес-центре компании в Жуковке, коттеджи, принадлежащие топ-менеджеру "ЮКОСа" Платону Лебедеву, одному из руководителей компании Михаилу Брудно и руководителю финансовых потоков нефтяной компании за рубежом Владимиру Моисееву. Тогда же обыски прошли и в подмосковном лицее-интернате "Кораллово", который спонсируется "ЮКОСом".
Обыски стали для многих полной неожиданностью.
- Нас, адвокатов Пичугина, обманным путем заманили в "Лефортово" - якобы для присутствия на неких следственных действиях в отношении нашего подзащитного, - рассказывает один из защитников арестованного сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Татьяна Акимцева. - В то время, когда мы находились в следственном изоляторе, следователи нагрянули с обыском в кабинет Пичугина. Что там можно было искать -- трудно сказать, учитывая, что два месяца назад в кабинете был проведен ремонт. Конечно, никаких следственных действий в "Лефортове" не проводилось. Адвокатов попросту устранили, чтобы не мешали обыскам. Иначе как провокацией действия следственной группы, возглавляемой Юрием Буртовым, не назовешь.
Обыск в кабинете Пичугина, который вот уже 3,5 месяца находится в следственном изоляторе "Лефортово" (ему инкриминируют организацию двух убийств и два покушения на жизнь), длился недолго. Может, потому, что следователи уже дважды проводили обыски в его кабинете. Тем не менее следователи ушли не с пустыми руками. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе "ЮКОСа", сотрудники прокуратуры изъяли должностную инструкцию Алексея Пичугина, отчет о работе и штатное расписание сотрудников его отдела.
Адвокат Платона Лебедева Антон Дрель в четверг также попал в довольно странную ситуацию.
- Утром я подъехал к зданию Мосгорсуда, где должно было пройти заседание по нашей кассационной жалобе на решение Басманного суда о продлении содержания Платона Лебедева под стражей, - говорит Дрель. - И тут мне позвонили и сказали, что в Жуковке, где находится мой офис, взятый адвокатским бюро в субаренду, приехал старший следователь Генпрокуратуры Каримов, который ведет дело Лебедева, и проводит обыск. На этой же территории находятся офисы, которые арендует депутат Дубов. Я сразу передал все документы по суду другим адвокатам и поехал в Жуковку. Однако на территорию, где находится мое рабочее место, меня не пустили. Вышел какой-то человек и сказал, что на территории действительно идет обыск. Я спросил, есть ли у них решение суда, ведь обыск адвоката по делу возможен только по судебному решению. Он сказал, что все необходимые документы у следователей есть. Уже поздним вечером мне удалось на три минуты проскочить в помещение. В моем кабинете все еще шел обыск. Когда я попросил предъявить необходимые документы, меня силой вывели обратно на улицу.
Тем временем в Мосгорсуде слушания по жалобе адвокатов Лебедева были перенесены на 15 октября. Суд посчитал, что жалоба составлена "не должным образом" и должна быть расширена. А сегодня в Басманном суде Москвы должны состояться слушания по жалобе адвокатов Пичугина о замене руководителя следственной группы Буртового. Адвокаты допускают, что и на этот раз Генпрокуратура сделает все возможное, чтобы сорвать слушания. "Они испытывают наше терпение. Но оно ведь не бесконечно. И нам придется принимать более решительные меры", - заявила в четверг "Известиям" Татьяна Акимцева. Какие именно меры, адвокат уточнять не стала. Вполне возможно, речь может идти о частичном обнародовании скандальных материалов собственного расследования, которое параллельно с Генпрокуратурой ведут адвокаты "ЮКОСа".
Леонид Невзлин попросил израильское гражданство
В четверг сразу на нескольких интернет-сайтах сообщили о том, что Леонид Невзлин, ректор РГГУ и владелец второго по величине пакета акций "ЮКОСа" в 8%, обратился к израильским властям с просьбой о предоставлении ему гражданства. Проверить эту информацию у самого господина Невзлина вчера было невозможно - он находился в командировке в Германии. А в "ЮКОСе" и в РГГУ от комментариев отказались. Господин Невзлин считается вторым человеком в "ЮКОСе". С Михаилом Ходорковским он познакомился в 1987 году. В 1992-м стал начальником управления по работе с клиентами банка "МЕНАТЕП", через два года - руководителем службы по связям с общественностью. В 1996 году Невзлин занял пост зампреда совета директоров "МЕНАТЕПа", а затем - вице-президента и члена совета директоров компании "ЮКОС". В марте 2001 года избран и.о. президента, а затем и президентом Российского еврейского конгресса. 17 июня 2003 года выбран ректором Российского государственного гуманитарного университета, в который "ЮКОС" пообещал вложить $100 млн. Несмотря на не связанные с "ЮКОСом" места работы, Невзлин все это время принимал активное участие в работе компании и оставался ведущим партнером в "ЮКОСе". Ему приписывают роль мозгового центра компании.