"Ни мира, ни войны" - такую формулу предложил арабам премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. "Мы будем уничтожать врагов в любое время и в любом месте, однако мы не упустим возможность заключить с соседями мир", - заявил глава израильского кабинета. Пока, правда, Израиль взялся за ликвидацию врагов на сопредельных территориях, не оставляя региону даже призрачных надежд на мир.
Израиль решил напомнить - себе, а заодно и международному сообществу - о том, что ближневосточный конфликт вовсе не исчерпывается враждой израильтян с палестинцами. Остальные арабы тоже в регионе "не чужие". После обстрела базы боевиков под Дамаском ситуация резко обострилась и на израильско-ливанской границе. Неизвестные с ливанской территории обстреляли израильский пограничный патруль, убив одного солдата. Кроме того, на севере Израиля упали несколько ракет.
Израильтяне утверждают, что на пограничников напали боевики шиитской группировки "Хезболлах", они же обстреляли израильскую территорию ракетами. Израильтяне открыли ответный огонь. В результате повреждения получила машина ооновских наблюдателей. Одна из ракет, пущенная предположительно с ливанской стороны, угодила в ливанский дом, убив четырехлетнего мальчика.
Учитывая обещание израильских властей "преследовать врагов повсюду", арабские соседи еврейского государства почувствовали себя довольно неуютно. Тем более что советник Шарона Раанан Гиссин назвал обстрел базы под Дамаском "сигналом палестинским боевикам и сирийскому президенту Башару Асаду". По словам Гиссина, в августе израильские боевые самолеты "пролетели над летней резиденцией Асада в Латакии так низко, что дребезжали окна". Можно лишь догадываться, каким будет "третье предупреждение".
Кстати, решение нанести удар по базе под Дамаском было принято еще в августе, сразу после очередного теракта, совершенного палестинскими экстремистами. Однако, по словам вице-премьера Эхуда Ольмерта, операция была в последний момент отменена. После взрыва в хайфском ресторане удар возмездия состоялся.
Между тем не все в израильском руководстве разделяют воинственные настроения Шарона и Ольмерта. Министр юстиции Томи Лапид, например, был против налета на Сирию, "поскольку это ухудшит ситуацию на границе с Ливаном и не поможет в борьбе против террора". А бывший шеф военной разведки Ури Сагуй полагает, что "открытие Северного фронта не в интересах Израиля".
Израиль требует от Сирии и Ливана прекратить поддержку арабских террористов. Дамаск и Бейрут утверждают, что террористов не поддерживают, поскольку не считают таковыми боевиков "Хамас" и "Исламский джихад", убивающих безоружных израильтян.
Вот и в проекте резолюции, внесенном Сирией в Совбез ООН, предлагалось осудить Израиль за обстрел сирийской территории, но при этом даже не упоминался послуживший поводом для авиаудара теракт в Хайфе. США предупредили, что наложат вето на такой документ. А президент Джордж Буш и вовсе заявил, что "уважает право Израиля на самооборону". "Главное, чтобы ответные акции израильтян не ухудшали ситуацию в регионе", - добавил хозяин Белого дома.
Пока что у израильтян не получается выполнить оба "наказа" своего американского союзника.