Обвинение Платову должно было быть предъявлено еще в минувший четверг, однако губернатор не явился в прокуратуру. По его собственному признанию, у него в этот вечер сильно поднялось давление: "Я старый гипертоник!"
В тот же день прокуратура провела масштабную серию обысков. Следователи побывали в его рабочем кабинете и еще четырех местах, в том числе в загородной резиденции Рябеево и на даче губернатора, которая расположена во Владимирской области.
- Что они искали, даже не знаю, - заявил "Известиям" Владимир Платов. - Изъяли только три служебные записки от моих замов. Записки эти месячной давности и никакого отношения к обвинениям, которые мне хотят предъявить, не имеют. Кроме того, зачем-то конфисковали весь мой рабочий видеоархив - 61 кассету, на которых записаны официальные встречи, выступления на телевидении и прочее.
Напомним, что скандальная история, в которой оказался замешан Платов, начала развиваться весной прошлого года. Администрации Тверской области срочно понадобились средства для погашения долгов перед бюджетниками. Решение было найдено довольно простое - выпустить облигации на 500 млн рублей со сроком погашения через год. Ценные бумаги выставили на конкурс, возглавил который заместитель губернатора по финансам Александр Котляр.
По совету знакомого московского предпринимателя Олега Обжигалова, Котляр заключил договор с московской фирмой "ИК Ортодокс +", которая согласилась купить облигации за 490 млн рублей. Однако замгубернатора Котляр, почему-то не дождавшись, когда положенные средства в полном объеме поступят на счет области, отдал облигации гендиректору "Ортодокса" Павлу Волчкову.
Последний перепродал их компании "Русский фонд". Часть вырученных средств, около 110 миллионов рублей, он перечислил на счета обладминистрации, а на оставшиеся купил "левые" векселя, которые никто и не собирался погашать. Позднее на допросах Котляр заявлял, что действовал по распоряжению своего шефа, который лично попросил передать облигации "ИК Ортодокс+" до того, как администрация получит средства.
Летом 2003 года Тверской обладминистрации предъявили облигации к оплате, и чиновники были вынуждены их погасить, "нагрев" таким образом местный бюджет на 400 млн рублей. Вскоре Тверская прокуратура возбудила уголовное дело и арестовала Александра Котляра, Павла Волчкова и Олега Обжигалова, обвинив их в мошенничестве.
- Адвокаты Котляра мне передают, что на него идет давление: хотят, чтобы он выложил какой-нибудь компромат на губернатора, то есть на меня, - говорит Платов. - Кроме того, у меня есть копия жалобы Обжигалова в Генпрокуратуру, где он пишет, что его склоняют к признанию в том, что якобы он давал деньги мне. В обмен на признание обещают выпустить на свободу.
По мнению Платова, за действиями прокуратуры стоит его основной конкурент на предстоящих в декабре выборах - Игорь Зубов, бывший замминистра внутренних дел, в последнее время занимавший пост заместителя гендиректора АФК "Система".
- У него были высказывания в кругу друзей типа: "Платова мы упакуем по этим облигациям", - говорит губернатор.
Игорь Зубов, в свою очередь, опровергает эти нападки.
- К происходящему вокруг Платова я не имею никакого отношения, - заявил "Известиям" господин Зубов. - Но действия правоохранительных органов я приветствую, поскольку давно пора разобраться с Платовым и платовщиной. Все знают, что беспрецедентный уровень коррупции и хищений государственных денег в Тверской области достигнут с ведома губернатора. Ни для кого в области не секрет, что Платов постоянно пьянствует и месяцами не выходит на работу, что чиновники обладминистрации не вылезают из казино, оставляя там десятки тысяч долларов. По моему мнению, Платов - экономический и социальный террорист, позор для России.
Игорь Зубов намерен официально объявить о своем участии в губернаторских выборах на следующей неделе. До последнего дня не было ясно, выставит ли он свою кандидатуру, поскольку предполагалось, что на губернаторское место будет претендовать еще и нынешний замминистра внутренних дел Владимир Васильев. Однако после нескольких совещаний с бизнес- и политэлитой Тверской области было решено, что Васильев будет баллотироваться от региона в депутаты Госдумы, а Зубов - в губернаторы.
Однако действующий губернатор сдаваться не намерен. В пятницу он отправился в Москву "попытаться в столице разобраться что к чему". Он не считает себя виновным в истории с хищением денег.
- Я единственный, кто пытался найти похищенное. Ездил к министру внутренних делу, к замминистра, к замгенпрокурора Колесникову... После моих настойчивых требований найти деньги возбудили уголовное дело, но не по факту пропажи миллионов рублей, а по факту превышения служебных полномочий моим замом Котляром. Хотя совершенно очевидно, что не он деньги украл, а у него украли. Это уже не первая провокация, которую мне пытаются навязать. Несколько месяцев назад ко мне пришел директор Осташковского кожевенного завода Леонид Парфенов и сказал, что был вызван к зампрокурора области Виноградову, который ему предложил дать мне взятку под их контролем. Тот отказался. Я предложил всю эту мерзость написать на бумаге на мое имя, а кроме того, мы его слова записали еще и на видео - для пущего доказательства. Я, в свою очередь, написал об этом областному прокурору, бумага дошла до Генпрокуратуры, и дело поручили расследовать ярославским следователям, чтобы не было предвзятости. И вот нам с Парфеновым устраивают очную ставку, и вдруг директор завода заявляет, что написал про взятку и рассказал о ней на видеокамеру под нажимом губернатора. У меня аж челюсть отвалилась! Потом уже он через одного знакомого передал мне, что был вынужден поменять показания, поскольку ему пригрозили бросить за решетку. Вроде как он был замешан в какой-то туманной истории. Словом, еще тогда на меня хотели что-то повесить. Пытаются и сейчас. Вполне возможно, что обвинение мне намерены предъявить - и не с подачи Зубова. Может, это самодеятельность прокурора Виноградова, который таким образом хочет со мной свести счеты. Как только 10 сентября мне предъявят обвинение, я тут же отмету весь этот бред. Мне не в чем оправдываться - я невиновен. А обвинения в алкоголизме - полный бред! Четыре года назад, перед прошлыми губернаторскими выборами, про меня говорили, что я болен СПИДом, что я наркоман. Про алкоголь - из той же серии. Я выпиваю не больше, чем любой русский мужик, любой русский губернатор. Могу неделями не пить, а могу под хорошую закуску, в хорошей компании и до бутылки выпить за вечер.