Спирт в любой из его ипостасей скоро может полностью перейти под контроль государства. Депутаты Госдумы готовят ко второму чтению законопроект, по которому отчитываться и платить за каждый литр алкоголя придется не только производителям обычных горячительных напитков. Парламентарии хотят, чтобы налогом облагался весь спирт и у населения не возникало соблазна вместо водки пить дешевый одеколон. Писать закон депутатам помогают чиновники Минсельхоза, Минэкономразвития и Министерства по налогам и сборам. О том, что хотят получить от закона налоговики, заместитель министра по налогам и сборам Борис КОРОЛЬ рассказывает корреспонденту "Известий" Екатерине ВЫХУХОЛЕВОЙ.
- Какой смысл в изменении действующего закона?
- Главная идея закона о госрегулировании алкогольной продукции - четко и понятно прописать, что такое алкогольная продукция: водка, этиловый спирт. Сейчас в этом отношении порядка нет. Например, мы обсуждаем вопрос о введении под акциз различного вида спиртов. Правда, производители парфюмерии говорят, что их бизнес умрет, если это сделать. Гидролизники тоже вряд ли выживут, но по большому счету они стране не нужны. Их продукция неконтролируема, и вред от нее огромный.
Возьмем хотя бы жидкость для чистки ковров, промывания стекол, для ванн: содержание спирта в них - от 80%. Приятный запах - наливай и пей. По ваннам точно этот продукт разливают мало.
Водкой, на мой взгляд, сейчас народ уже не травится. По данным Минздрава, в прошлом году был рост алкогольных отравлений. Но никто не ведет проверку - перепил человек или гадость выпил. По нашей оценке, народ все-таки разводит и пьет эти жидкости. Если ввести их под акциз, у производителей сразу пропадет интерес их выпускать. А сейчас доход в этой отрасли сумасшедший.
- За кем будет более строгий контроль - за производителями или продавцами?
- Мы хотели бы, чтобы закон отслеживал весь процесс - от производства до реализации. Сейчас у МНС есть планы ввести единую учетную систему производства алкогольной продукции. Мы ее назвали "программно-информационный комплекс "Госмонополия", но это не госмонополия в прямом смысле слова.
Она предполагает специальную региональную марку, которая прояснит путь алкоголя от производства до розницы. И акцент сделаем на рознице - потому что "левая" продукция появляется именно здесь. Это будет специальная марка в виде штрих-кода, с историей каждой конкретной бутылки - вплоть до смены на заводе, в которую она была произведена. Эту информацию будут использовать налоговики, местные власти, МВД и другие контролирующие структуры. Их снабдят переносимыми ноутбуками со специальным считывающим устройством. Можно будет сразу проверить легальность нахождения бутылки в торговле.
До конца года мы должны эту систему ввести. Думаю, она поможет определенный процент алкоголя вывести из тени. В прошлом году мы ставили на предприятиях специальные приборы, которые фиксировали не только объем, но и содержание спирта, и вывели из тени около 7 млн дал. Другую меру введем уже в июне - новые федеральные марки, которые будут четко фиксировать объем алкоголя. По нашим оценкам, около четверти всего алкоголя за счет старых марок удавалось увести из-под налога - граммов по сто с каждой бутылки. Мы хотим уйти от разграничения продукции на два типа: ликероводочные изделия и водка. Потому что часто производители говорят, что налили ликероводку, наливают водку, платят меньший налог, а налогооблагаемую базу занижают.
- А сможет ли с помощью этих марок отличить легальный продукт от нелегального простой покупатель?
- Мы попробуем сделать что-нибудь. В Петербурге, например, в прошлом году в нескольких магазинах оставляли приборы, с помощью которых можно было считывать штрих-код и узнавать, легальная или нелегальная водка.
- А не получится так, что цена на алкоголь резко вырастет из-за того, что продавцы в нее включат стоимость, к примеру, марок и оборудования, которое придется установить в магазине?
- Аппараты в магазине я привел в качестве примера - это пока только теоретическая возможность. Но не думаю, что будут большие затраты. Явных признаков того, что цена водки и другого алкоголя резко вырастет, пока нет.
- В Думе сейчас есть идея написать отдельный закон для вина.
- Его в законе о госрегулировании даже не затрагивали - только дали определение. Вино действительно планируют выносить в отдельный закон. Суррогаты, когда разводится непонятный порошок и получается винный напиток, должны быть ликвидированы как класс.
- Как вы оцениваете повышение ставок акцизов на алкоголь? Большинство производителей считают, что акцизы неоправданно завышены, а чиновники говорят, что в стране "налоговый рай".
- Не совсем корректно называть действующую систему налоговым раем. Но налоговой системе всего 10 лет, и она до конца не отработана.
- То есть повышать акциз можно и дальше?
- Повысить все можно. Но нужно понимать смысл повышения - хотим мы собирать больше налогов или хотим погубить отрасль.
- А может так случиться, что производители после очередного повышения просто станут скрывать свои доходы от налоговиков?
- Сказать точно сложно, люфт есть. Но небольшой. Практика показала, что в 1999 году взлетел акциз и производство резко упало. Загруженность в целом предприятий по России и сейчас низкая - в среднем 30%. Уже не один раз ставился вопрос о моратории на введение новых мощностей. Это антирыночно, но государству надо либо отпускать отрасль вообще, либо наводить порядок. А алкогольная отрасль требует регулирования.