Процесс отбора фильма интересен еще и в сравнении с аналогичной процедурой в России: на этой неделе номинантов объявила старейшая российская киноакадемия "Ника", которой есть чему поучиться у "Оскара".
- Каким образом произошло ваше избрание?
- Все академики делятся на секции, причем секция документального кино появилась не так давно. Связано это было с тем, что до последнего времени документальное кино в Америке находилось даже не на вторых, а на пятых ролях. В последние годы случился бум, у неигровых фильмов появился прокат, интерес к ним сейчас огромен. В связи с развитием документалистики в академии было принято решение создать специальную секцию, чтобы работы режиссеров-документалистов могли оценивать профессионалы. До этого момента по нашей номинации голосовали все - в результате премии доставалась стандартным, знакомым по телевизионным показам картинам. Каждый год в секцию принимают несколько новых членов - в этом году нас было трое. По правилам два действующих академика должны написать представление. Два человека, знающих мои работы, попросили меня прислать резюме и сказали: "Мы хотим предложить вашу кандидатуру для принятия в академию". Я была уверена, что ничего не выйдет, но потом пришло письмо: "Вы продемонстрировали исключительные достижения в области прокатного документального кино и вы приняты в члены академии".
- Вы можете голосовать только по своей, неигровой, номинации?
- В принципе я могу голосовать по всем номинациям. Но для голосования по документальной номинации мне выдали специальный бюллетень, в котором крестиком отмечались фильмы, которые я посмотрела - надо было увидеть работы всех претендентов. Причем все голосующие по документальной номинации должны были посмотреть фильмы в кинотеатре, потому что во время телевизионного показа можно что-то пропустить. За художественные фильмы академики могут голосовать без отметок, потому что все посмотреть невозможно. Я буду голосовать за то, что я знаю. Совсем не буду голосовать за анимацию. Для голосования по иностранным картинам тоже нужны отметки.
- Для академиков устраивают специальные кинопоказы?
- Думаю, академия затрачивает колоссальные деньги, потому что непрерывные просмотры идут на протяжении двух месяцев. Обычно они бывают в маленьких кинотеатриках по всему Лос-Анджелесу - мы получаем расписания сеансов и выбираем удобное время и место. На просмотрах очень приятная атмосфера - приходит только профессиональная публика. Очевидно, что в последнее время состав академии был сильно обновлен. Раньше судя по результатам в голосовании принимали участие в основном пожилые люди, они и голосовали как пожилые люди.
- Как фильмы попадают в номинации?
- Я знаю, что из состава документальной серии была отобрана специальная номинационная группа. Кто эти люди, совершенно неизвестно, все делалось абсолютно анонимно. Им прислали несколько фильмов на кассетах. По новым правилам каждый из претендующих фильмов должен был пройти в театральном прокате не менее чем в четырех городах, не менее чем по пять дней. Номинационный комитет отсмотрел и отобрал 5 полнометражных фильмов и 5 короткометражек до 45 минут.
- Как голосовали вы?
- Мне прислали бланк для голосования. Я должна была сделать выбор и отослать анкету без указания фамилии - на конверте стоял только мой личный номер.
- Пойдете ли вы на церемонию вручения "Оскаров"?
- Билеты даже для членов академии стоят довольно дорого, от 150 долларов и выше. Я собиралась ехать в Москву и выкупать билеты не стала, так что на церемонию не пойду.
- Подготовка к "Оскару" началась на фоне подготовки войны в Ираке...
- Настроение у всех очень мрачное, про "Оскар" в газетах пишут мало. Средства массовой информации в последнее время стали критиковать Буша, в городе идут антивоенные демонстрации. Вся интеллигенция здесь против войны.