Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нечаев заявил о готовности РФ работать с правительством Мерца
Экономика
Порядка 42% коммунальных сетей в России требуют замены
Мир
Премьер Франции анонсировал выделение €3 млрд на оборону
Мир
Трамп раскритиковал Китай за отказ от сделки с Boeing
Общество
МВД РФ поможет получить гражданство повару Житникову из Германии
Мир
Восемь стран присоединились к санкциям ЕС против Беларуси
Авто
Дилеры сообщили об усилении скидок на китайские авто в апреле
Экономика
Путин призвал навести порядок в сфере семейной ипотеки
Мир
Посол РФ заявил о попытках замалчивания в ФРГ роли СССР в победе над нацизмом
Общество
В Госдуме предложили изменить расчет компенсации семьям погибших военнослужащих
Мир
СМИ указали на изменение «политики» Каллас из-за провала идеи по фонду для Украины
Мир
Фицо заявил о своем приезде в Москву 9 мая вопреки запретам Каллас
Мир
Нарышкин и Лукашенко на встрече в Минске обсудили проблемы международной обстановки
Мир
Производители микросхем в США могут потерять более $1 млрд в год из-за тарифов
Мир
Госдеп США одобрил продажу ракет Stinger Марокко на $825 млн
Мир
Министр Сербии усомнилась в смысле присоединения страны к ЕС
Общество
В Москве открылась фотовыставка «Непокоренные» с работами Мартемьянова

Эдвард Нортон и русская мафия

В субботу завершается один из главных кинофестивалей года - Берлинский. Он прошел при разных настроениях. В одночасье умер один из гостей фестиваля, знаменитый французский продюсер, глава организации "Юнифранс" Даниэль Тоскан Дю Плантье. Эта потеря значима и для России: именно Тоскан Дю Плантье был инициатором фестивалей французского кино в Москве (которые должны в 2003-м переместиться и в другие наши города), поскольку считал российский кинорынок сверхперспективным
119
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Но уже в четверг на Берлинале все шло своим чередом, и другая французская знаменитость, актриса Анук Эме, получала своего почетного "Золотого медведя" за творчество в целом - за роли в "Монпарнасе, 19", "Сладкой жизни", "8 1/2", "Лоле", "Фотомодели", "Мужчине и женщине" etc. Программа Берлинале оказалась качественной - мы не пишем обо всех достойных картинах только потому, что уместнее рассказать о них, когда их сможет увидеть наш зритель. НАШИ ВЕЗДЕ. Другой, совсем уже занятный факт: Берлинале-2003 продемонстрировало невероятную экспансию России на мировой кинорынок. Дело не в том, что здесь вне конкурса показали "Шик" с "Гололедом" и организовали особую мини-программу "Новое русское кино". Дело в том, что мы постоянно вылезали на экран, словно самая многочисленная нация в мире. На прошлой неделе "Известия" уже писали о белорусско-германском фильме "Бабий Яр", об американской экранизации чеховских рассказов "Три дождливых дня" и об американском же ремейке "Соляриса" (который, как выяснилось в дни фестиваля, понравился автору первоисточника, писателю Станиславу Лему больше фильма Тарковского). Но оказалось: есть что добавить! В немецком фильме "До свидания, Ленин!" (о том, как одна женщина-коммунистка пролежала в коме во время падения Берлинской стены и, очнувшись, не знала, что ГДР больше нет) снялась Чулпан Хаматова. Это уже не первое ее появление в немецком кино, где она, похоже, стала своей. Играет она русскую, причем хорошую (мы далеко не всегда на западном экране хорошие). Во французской абсурдистской картине "Мизерные обиды" наряду со звездами европейского масштаба Даниэлем Отоем и Кристин Скотт-Томас появляется давно живущая в Париже Динара Друкарова из "Замри-умри-воскресни" и "Про уродов и людей": ее героиня переходит в кадре с французского на русский - оторва, в общем. В другой немецкой ленте "Отдаленные огни" вообще много русского языка - как, впрочем, и польского. Картина эта весьма познавательная: она про тот людской водоворот, который образовался на восточных рубежах Германии. Поляки, русские и украинцы легально и нелегально рвутся на благополучный, как им кажется, Запад, тратя при этом последние деньги. Ушлые немцы, в свой черед, пытаются навязать лохам с Востока неуместно дорогие строительные проекты. Все обманывают друг друга, будучи при этом весьма неплохими людьми: просто ситуация такая - заставляющая бороться за выживание. Одну из главных ролей сыграл живущий в Берлине Иван Шведов - известный по роли друга героя в сериале "Агент национальной безопасности". В "Признаниях опасного человека" режиссера Джорджа Клуни, где главный герой воображает себя киллером ЦРУ, само собой появляются и киллеры КГБ. Аргентинский хит года - про тамошний террор 1976-го и последующих годов (аргентинцы выдвинули фильм на "Оскара", но голливудским академикам он не приглянулся, как и наш "Дом дураков") - "Камчатка". В супероскаровском фильме "Чикаго" вдруг на чистом русском звучит: "Помогите!". В "25-м часе" Спайка Ли главный герой связан с русской мафией, а первейшего мафиозо (все они на вид "лица кавказской национальности") изображает Леван Учанейшвили, сыгравший главного соратника Бориса Березовского в фильме "Олигарх". 25-Й ЧАС. Про фильм Спайка Ли - отдельно. Именно он может получить главный приз Берлинале-2003, тем более что его тоже - явно незаслуженно - продинамили "оскаровские" академики. "25-й час" - про некоего положительного малого, который, впрочем, торговал наркотиками и проводит последние сутки на свободе, перед тем как сесть на семь лет. Малого играет Эдвард Нортон - один из лучших голливудских актеров (две номинации на "Оскара", фильмы "Первобытный страх", "Народ против Ларри Флинта", "Бойцовский клуб", "Американская история X", "Красный дракон") и бойфренд актрисы Сельмы Хайек. Но удивительным образом фильм Спайка Ли оказывается не столько про героя Нортона, сколько про Нью-Йорк после 11 сентября. И с героем Нортона, и с Нью-Йорком произошло нечто, после чего, кажется, жить нельзя. А жить надо. Спайк Ли - один из самых знаменитых американских режиссеров и точно самый известный в мире режиссер-афроамериканец. Иногда пишут, что он чуть ли не афроамериканский экстремист, сиречь черный расист. Он ведь снял картину про главного идеолога черного движения и "Черных пантер" (американо-негритянские боевики) Малколма X! Насчет экстремизма - все, разумеется, ерунда. Спайк Ли - респектабельный интеллектуал. У него в "Девушке № 6" сочла за честь сняться в эпизоде сама Мадонна. Другое дело, что прежде в центре его картин были афроамериканцы. "25-й час" меняет представление о Спайке Ли. Начинаешь понимать, что на самом-то деле он всегда снимал картины про Нью-Йорк и всегда любил свой город, который не виноват в желании навязать миру (как постоянно слышишь по немецкому ТВ, тоже не чуждого после пакта Россия - Франция - Германия антиамериканского пафоса), Neue Amerikanische Weltordnung - Новый Американский Миропорядок. Главным певцом Нью-Йорка всегда считался ироничный Вуди Аллен. Но у него свой Нью-Йорк - университетский, богемный, Нью-Йорк района Гринич-Вилидж. Спайк Ли знает иной Нью-Йорк - злых улиц и национально-расового смешения. Во всех своих фильмах (см. доступные в России на легальных кассетах и шедшие по ТВ "Лихорадку в джунглях", "Поступай правильно", "Лето Сэма") он показывал, насколько хрупко заключенное в Нью-Йорке расовое перемирие, как все может взорваться от случайной искры. Ощущение хрупкости всегда придавало лентам Спайка Ли невероятную печаль. "25-й час" позволяет понять, что после 11 сентября режиссер осознал необходимость самому стать более толерантным - не зря он впервые избрал героями бледнолицых. Вдруг понимаешь и то, что Спайк Ли с его знанием нью-йоркской улицы в гораздо большей степени истинный американец, нежели какой-нибудь рафинированный Стивен Спилберг с его звездно-полосатыми флагами во вранливом "Спасении рядового Райана". Он пытается разобраться в том, что есть Америка и американская нация - а заодно при всяком удобном случае поносит в Берлине политику президента Буша, говоря, что этот парень вообще не должен был сидеть в своем кабинете, поскольку результаты выборов подтасованы. Отдельная забава: продюсером фильма является Тоби Магуайр, тот самый мальчик, который теперь "Человек-Паук". Об итогах фестиваля - в следующем номере. Эдвард НОРТОН, звезда фильма "25-й час": - Я счастлив быть в Германии. Поскольку - после ситуации с Ираком - совершенно забыл о том, каково это находиться в стране, где не стыдно за действия собственного правительства. Что до моего героя, то на вопросы: "А не стыдно ли вам обеливать и делать положительным очевидного преступника?" - я отвечаю так: "Я не осуждаю своих героев, особенно если они стояли перед выбором, какого не случалось в моей личной жизни. Иначе вообще невозможно будет никого сыграть". Да, мой герой - торговец наркотиками, но это не означает, что он отрицательный персонаж. И это не означает, что его друзья и семья должны от него отречься. Дружба вообще-то штука занятная. Иногда сидишь напротив своего старого приятеля и думаешь: "Господи, мы стали такими разными!.. Да если бы мы случайно познакомились только сейчас, то ни за что бы не подружились!". Но так сложилось. В том, что трое друзей из "25-го часа" - это наркодилер, университетский профессор и яппи с Уолл-стрита, по нью-йоркским меркам, нет ничего необычного.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением