Музыка Шопена, которую ненавязчиво исполнял приятного вида молодой человек на местном рояле, настраивала на соответственно романтический лад. Потом уже были слова, слова, слова...
Из пяти членов жюри отсутствовали двое. Лев Аннинский работал дедом - у его старшего внука был день рождения. Причина отсутствия Владимира Новикова пожелала остаться неизвестной. Но оба они, конечно же, накануне приняли активнейшее участие в работе жюри. Судя по спокойным и достойным лицам имеющихся в наличии членов жюри Марии Ремизовой, Николая Александрова и его главы Андрея Немзера и на сей раз тоже обошлось без мордобоя. Наоборот, по словам председателя жюри, симпатии всех друг к другу лишь возросли.
Неказистого вида конверт был передан действующему президенту Академии русской современной словесности Андрею Василевскому, который бестрепетной рукой его вскрыл - и зачитал фамилии трех финалистов. Ими стали: Марина Вишневецкая - "А.К.С. (Опыт любви), "Знамя", № 11; Сергей Гандлевский (роман "НРЗБ", "Знамя", № 1) и Андрей Геласимов (повесть "Жажда", "Октябрь", № 5).
Тройка финалистов - это ни в коем случае не шорт-лист, как еще раз подчеркнул Андрей Василевский. Все трое уже лауреаты. В этом качестве они по очереди выходили к микрофону, но дружно оказались на удивление немногословны. Марина Вишневецкая процитировала позапрошлого лауреата Веру Павлову: "На пьедестале почета /Место всегда занимаешь чье-то". Сергей Гандлевский поздравил собравшихся с Татьяниным днем. А Андрей Геласимов признался в том, что если у него и были какие-то разногласия с жизнью, то теперь они исчерпаны.
Торжественная церемония заняла от силы 20 минут. После чего все двинулись в другой зал, прихватывая по дороге свежевышедшую книгу Андрея Дмитриева, в которую вошла не только повесть "Дорога домой", принесшая ему большую "Аполлоновку" и 25 тысяч долларов, но и более ранние его произведения.
Во время неофициальной части удалось узнать, что жюри всерьез рассматривало лишь десять произведений из двадцати трех, вошедших в лонг-лист. Потом этот список сузился до шести, и уже в этих пределах обсуждался. Естественно, никакие другие фамилии, кроме тех трех, которые были в конверте, не назывались.
Предлагались тосты, причем самые многочисленные - за две трети финального списка. Причем на оставшуюся треть каждый тостующий предлагал свою кандидатуру.
Кто получит большую премию, равную 25 тысячам долларов, а кто - две малые (орг- и компьютерную технику или так называемое "рабочее место писателя") по 2,5 тысячи каждая, станет известно 6 марта. Тогда же во второй уже раз будет названо имя нового стипендиата АРСС - в прошлом году им стал критик Илья Кукулин. Порадуется сумме в одну тысячу долларов и еще один человек - тот, кто номинировал произведение, получившее большую премию. А если их, таких умных, было несколько, то эти деньги поделят между ними. Денежную часть премии имени Аполлона Григорьева, как и все предыдущие годы, обеспечивает Росбанк.