Практически ни одна из тех давних программ не обходилась без характерных танцев - испанского, цыганского, персидского, в которых Илзе Лиепа была особенно хороша. Но, судя по нынешнему бенефису на Новой сцене Большого театра, теперь танцовщица предпочитает не каблуки, а пуанты. Есть несомненные успехи и в современной хореографии. А о первоначальных увлечениях напомнил видеоклип, снятый совсем недавно. Страстный дуэт Илзе и аргентинского танцовщика, не названного в программке, проецировался сразу на три экрана. Если бы этот поистине королевский танец был исполнен живьем, он стал бы вершиной концерта. Быть может, даже затмил бы графиню из балета "Пиковая дама" - главную работу Илзе Лиепа, номинированную, кстати, на "Золотую маску".
Фрагменты из "Пиковой дамы" предварялись обстоятельно и торжественно. Под патетическую музыку Чайковского на экране шли кинокадры репетиций, крупные, "портретные" планы удивленного, восторженного и пугающего Ролана Пети - хореографа, ставшего профессиональным отцом Илзе Лиепа. Великий француз разглядел инфернальную геометрию ее танца и подарил актрисе роль-превращение. Для Германна (Николай Цискаридзе) эта графиня и призрак, и любовница. Седой парик, черные круги глаз, колдовская экспрессия движений - то старческая дрожь, то обольстительная пластика женщины-змеи. Дикий беззвучный смех, могильный холод, танец как наваждение. Снова портрет Ролана Пети в глубине сцены - и буря аплодисментов переполненного зала.
А за несколько минут до триумфа там же высвечивался еще один портрет - Мариса Лиепы. Илзе протягивала к отцу грустные руки, танцуя размытую фантазию Майкла Шеннона "Вечность". Такие театрализованные воспоминания стали уже традиционным ритуалом - без слезных мгновений не обходится ни один концерт Илзе и Андриса.
Закончили, впрочем, радостно и бесшабашно. В компании статных танцовщиков Илзе станцевала стебный "Город без слов", придуманный хореографом Егором Дружининым. Королева бала неожиданно превратилась в лихого мальчишку, ворующего сумки у пассажиров метро. А под занавес станцевала блестящую эстрадную диву с таким шармом и обаянием, какого хватило бы на все московские мюзиклы сразу.
Андрей МАКСИМОВ, телеведущий, драматург, режиссер:
- У Илзе Лиепа есть два главных достоинства - она чрезвычайно трудолюбива и всегда очень артистична. Танцует Илзе "Пиковую даму" или "Умирающего лебедя", участвует ли в драматических спектаклях (в моей постановке "Рамки приличия" она играет маркизу де Люрсе), в ней всегда видна актриса. И мне кажется, что зритель не просто смотрит ее балетные работы, а как бы слушает, потому что Илзе всегда о чем-то рассказывает, даже не открывая рта. И в этом, на мой взгляд, ее уникальность, ее отличие от всех балерин мира.