Уникальный судебный процесс начинается в пятницу в Кировском районном суде Новосибирска. Начальник областного бюро судмедэкспертизы Владимир Новоселов обвиняется в незаконном экспорте 56 трупов и 440 препаратов головного мозга в Германию. Необычный товар предназначался для немецкого профессора Гюнтера фон Хагенса, скандально знаменитого своими анатомическими выставками. Одна из них продолжается на данный момент в Лондоне, и в четверг в рамках экспозиции Хагенс должен был провести первое в Великобритании за последние 170 лет публичное вскрытие трупа. Почти все билеты на представление проданы. Хагенс решил возродить старую британскую традицию, когда тела публично вскрывались в присутствии непрофессионалов. В том числе для таких экспериментов ему могли понадобиться тела, поставленные из России.
Эта скандальная история началась в мае 1999 года, когда между Гейдельбергским институтом пластинации и Новосибирской государственной медицинской академией (НГМА) был заключен договор о научном сотрудничестве.
- Договор предполагал научный обмен, который позволил бы вузу получить качественные учебные пособия, воспроизводящие человеческое тело, так называемые пластинаты, - рассказал "Известиям" ректор НГМА Анатолий Ефремов. Предполагалось, что Гейдельбергский институт изготовит для вуза учебные пособия из трупного материала, предоставленного заказчиком. В октябре 2000 года первая партия из 56 кадаверов (тел) и 440 препаратов головного мозга была отправлена в Германию. По документам покойники значились как не востребованные родственниками. Но стоило кадаверам прибыть в Германию, как делом о жутковатом научном обмене вдруг заинтересовалась прокуратура.
- В апреле 2001 года было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий ректором медакадемии Анатолием Ефремовым и начальником областного бюро судебно- медицинской экспертизы Владимиром Новоселовым, - рассказал прокурор Новосибирской областной прокуратуры Евгений Гостеев, возглавлявший расследование. - Следствие выяснило, что Новоселов обязал главврачей местных больниц переправлять в свое бюро тела погибших или умерших пациентов, не имеющих родственников. Так начальник службы судмедэкспертизы, в функции которой входит только выяснение наличия или отсутствия криминальной причины смерти, злоупотребил полномочиями исходя из личной заинтересованности. Прокуратура пресекла вывоз второй партии трупов. Уголовное преследование в отношении Анатолия Ефремова прекращено за истечением срока давности. Доктор Хагенс фигурирует в качестве свидетеля и должен быть вызван в суд для дачи показаний.
Наиболее эмоциональную реакцию даже среди привыкших ко всему следователей вызвало то, что 8 из 56 трупов сибиряков оказались не такими уж невостребованными, как значилось в документах. Их родственники объявились уже после того, как истек срок хранения трупа в морге, и обратились в прокуратуру с просьбой вернуть из Германии тело близкого человека. Отправленные на экспорт тела были персонифицированы - каждое имело реальные фамилию, имя и отчество, которые носили эти люди при жизни. Но к доктору Хагенсу тела поступали уже без ФИО - как товар. Сейчас вернуть на родину восемь тел новосибирцев, у которых нашлись родственники, невозможно - останки уже прошли спецобработку, после которой их идентификация неосуществима.
- Негативная реакция прокуратуры - попытка остановить научный процесс, - заявил Анатолий Ефремов. - Доктор Хагенс - выдающийся патологоанатом, который изобрел уникальный метод консервации человеческих останков. Каждая медицинская площадка считала бы за честь сотрудничество с ним. Наш вуз сам предложил доктору Хагенсу изготовить пособия, и согласие ученого было для нас большим одолжением. Условия подписания договора согласовывались с Минздравом. Во время отправки тел в Германию присутствовали представители ФСБ, таможни и УБОПа.
Медики обменивались "человеческим материалом" испокон веку - это нормальная общемировая практика. Во всех странах существуют законные основания для того, чтобы использовать трупы в научных целях. Но в России ведомственные нормативы Минздрава, как ни парадоксально, противоречат действующему законодательству. Например, есть инструкции Минздрава и специальные постановления правительства, позволяющие использовать кадаверы для обучения студентов. Прокуратура же опиралась на законы "О погребении и ритуальных услугах" и "О трансплантации останков", в которых говорится, что тела считаются анатомическим даром только в случае, если сам покойный давал на это согласие, с согласия его родственников, а также "в иных случаях". В каких именно - закон не расшифровывает. Если неукоснительно следовать букве закона, любой ректор медицинского вуза оказывается в безвыходном положении - ведь в таком случае взять учебный материал им просто неоткуда.
- Я знаю один вуз, в котором студенты не имеют возможности изучать реальное человеческое тело, но медиками таких выпускников назвать нельзя, - говорит Ефремов.
- Не могу судить, были ли нарушения в приобретении этих анатомических препаратов нашими партнерами в Новосибирске, - заявил "Известиям" профессор Гюнтер фон Хагенс. - Я полагался на заверения моих партнеров и таможенные документы, в которых было сказано, что поставка образцов осуществлялась в соответствии с законами России. Все документы прошли правовую экспертизу. Насколько мы понимаем, ситуация осложнилась из-за различий в федеральном и местном законодательстве РФ, а также из-за того, что практика передачи в дар тел пока неизвестна в России. Между тем со времен Петра Великого в России тело каждого человека, умершего в больнице, подвергалось вскрытию, а невостребованные тела передавались анатомическим учреждениям. У нашего института около пяти тысяч доноров, более 150 тел мы уже получили. В такой ситуации нам абсолютно не нужно "похищать" в России тела, а именно в этом нас обвиняли.
В настоящее время договор с доктором Хагенсом по настоянию прокуратуры расторгнут. Впрочем, профессор и сам более не горит желанием продолжать свою работу с Россией:
- Чтобы снять нездоровый ажиотаж, я прекратил сотрудничество с Новосибирской медакадемией. Наученный горьким опытом, в будущем я никогда не буду получать анатомические образцы из других университетов.
Если суд вынесет обвинительный приговор, руководителю областного бюро судмедэкспертизы грозит как минимум три года лишения свободы.
Справка "Известий"
57-летний профессор Гюнтер фон Хагенс начал свою научную деятельность в 1965 году в ГДР. В 1969 году его арестовали за распространение листовок против ввода советских войск в Чехословакию. В 1970 году Хагенс получил возможность выехать в ФРГ, где продолжил свои исследования в Университете Любека. С 1975 года работает в Университете Гейдельберга. В конце 70-х годов изобрел новый метод долгосрочной консервации человеческих тел с помощью пропитывания специальными полимерными материалами, так называемую пластинацию.
В 1993 году Хагенс основал собственный институт пластинации. С 1996 года он проводит по всему миру выставки под общим названием "Миры тел" - экспозиции скульптур, созданных на основе анатомического изображения человеческого тела. С тех пор его выставки в Японии, Австрии, Швейцарии, Германии, Бельгии, Южной Корее и Великобритании посетили более 7 миллионов человек.
А что вы думаете об этом?