Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о планах Азербайджана подать жалобу в МОК
Мир
Командующий ВМС НОАК прибыл в Россию для участия в главном параде ВМФ
Общество
В Москве арестовали напавшего на женщин в парке мужчину
Экономика
Россия призвала к совместной борьбе против долгового кризиса в мире
Мир
Орбан исключил вероятность членства Украины в ЕС и НАТО
Мир
В Нью-Йорке начался конкурс на звание почетного мэра среди собак
Мир
Девять человек погибли при обстреле Голанских высот со стороны Ливана
Мир
Фигурист Авербух сравнил церемонию открытия Олимпиады в Париже с фестивалем
Мир
Швейцария отказалась передавать Украине доходы от российских активов
Происшествия
Мирный житель погиб после обстрела ВСУ села Бочковка в Белгородской области
Мир
Орбан заявил об отсутствии у Запада общей моральной основы после открытия ОИ
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды

"Труба" для трамвайщиков

ДК имени Зуева - самое, безусловно, примечательное здание на улице Лесной. Этакий циклопический цилиндр, на который будто бы надет весь корпус со своими непривычно огромными окнами. Это - один из первых рабочих клубов столицы, построенный в 1927 - 1928 годы по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
ДК имени Зуева - самое, безусловно, примечательное здание на улице Лесной. Этакий циклопический цилиндр, на который будто бы надет весь корпус со своими непривычно огромными окнами. Это - один из первых рабочих клубов столицы, построенный в 1927 - 1928 годы по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова. Сам автор, приверженец конструктивизма, так определял свой творческий подход: "Я считал, что при построении новой острой внешней формы необходимо отказаться от применения в архитектуре специфических исторических стилей, утративших свою ценность". Утративших или же не утративших - конечно же, вопрос. Однако, глядя на ДК имени Зуева, не сомневаешься, что Голосов был верен своему смелому кредо. Впрочем, и задачи, ставившиеся в то время перед клубными работниками, были вполне революционными. Следовало изобрести новые досуговые формы, которые, во-первых, были бы предельно идеологизированными, во-вторых, не поощряли бы так называемые вредные привычки (пьянство, например), а в-третьих (и, пожалуй, в самых главных), полностью отвергали бы мировой (а значит, буржуазный) опыт. Издавалось множество различных книг и методичек, разъясняющих клубным работникам, как именно нужно решать подобные задачи. Вот, например, жанр скетча, то есть, небольшой и живенькой эстрадной сценки. В первую очередь, конечно же, опровергался заграничный скетч: "Американцы довели формы скэтча (орфография тех времен - авт.) до совершенно дикого тупика, в погоне за все более оригинальными возможностями... Конечно, и намека на подобное безобразие не должно быть на нашей эстраде". А дальше - образец для подражания: "Советский скэтч очень весомо и ловко может в пятиминутной сценке разрешить и политическую тему, примером чего является типичный скэтч "Советская репка". Посреди сцены на грядке (обыкновенная низкая ширма или ящик) растет советская репка - большой красноармейский шлем-буденновка, концом кверху. Буржуй пытается вытащить репку, ничего не выходит. С танцем и куплетами он призывает белогвардейца. Они тянут вдвоем, потом зовут польского пана и т. п. В конце концов вызывают какого-нибудь английского министра. Общее напряжение и - ух! шлем-репка вскакивает, оказывается красноармейцем с винтовкой. Все разбегаются". Даже танцы в новых клубах требовались новые. "Один из танцев - "труба" начинает внедряться в рабочую окраину (в то время улица Лесная была именно такой окраиной - авт.). Этот организованный самими ребятами танец характерен тем, что проводит путем импровизации все этапы постройки заводской трубы. Вальсирующие парочки под дробь чечетки и ритмичный стук каблуков (подражание стуку молотков) становятся постепенно в таком порядке, что получается вереница - форма конуса. Последняя парочка производит эффект тем, что зажигает фейерверк, и расходящиеся с живого конуса струйки дыма производят впечатление настоящей заводской трубы". Голосовский клуб Союза коммунальников (такой почетный статус он носил первое время своего существования) был вполне пригоден для того, чтобы в его стенах танцевать "трубу". Да и "Советская репка" вполне подходила для той новаторской архитектуры. Словом, произведение Ильи Александровича было сделано вполне в духе своей эпохи. Один из критиков, А. В. Филиппов предрекал: "Среди общественных сооружений последних лет архитектура этого клуба относится к числу удачных. Как постройка переходного периода она должна найти свое положительное место в будущей истории советской архитектуры". А другой, А. В. Иконников, гораздо позже разъяснял сокрытый смысл голосовской постройки: "Символом всемогущества труда, использующего совершенную технику, воспринимается этот цилиндр-колонна, уникальная, сразу запоминающаяся форма". Впрочем, уже в тридцатые годы клуб на Лесной (он тогда назывался клубом Горкома трамвайщиков) специализировался на вполне традиционных формах пролетарского досуга. Здесь, к примеру, базировались так называемый Первый московский рабочий театр (в репертуаре - "Мой друг" Погодина, "Плохо, но правда" Шоу, "Поздняя любовь" Островского) и Еврейский театр рабочей молодежи (пьесы по произведениям Шолом-Алейхема и т. п.). А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир