Интернет-кафе как явлению пошел девятый год. В России первым шесть лет назад стал питерский "Тетрис" (www.netcafe.spb.ru). В нынешнем году на московском рынке стандарты качества стали задавать пять крупнейших заведений - Сafemax (www.cafemax.ru), TimeOnline (www.timeonline.ru), NetLand (www.net-land.ru), Image.ru (cafe.image.ru) и NetCity (www.netcitycafe.ru). На открытии каждого из них говорилось о том, что это лишь первые заведения в сети себе подобных. Звучало слово "франчайзинг", назывались оптимистичные сроки открытия новых точек. Эти сроки прошли.
"Интернет-кафе распространяются, используя нынешнюю безудержность развития Интернета", - писал в 1994 году один из инициаторов этого движения англичанин Марк Чевернтон. Именно в тот год первые интернет-кафе возникли в Англии. Однако скорость их распространения не идет ни в какое сравнение с динамикой развития самого Интернета.
Бизнес-модель прошлого века можно назвать в честь самого первого в мире интернет-кафе Cyberia (www.cyberiacafe.net). Это небольшое заведение (5-20 компьютеров), зачастую организованное интернет-провайдером, которое не дает больших доходов, но привлекает к провайдеру будущих клиентов. Необязательным, но типичным признаком такого заведения Cyberia является большая общественная активность и расположенность к участию в культурных акциях "на весь Интернет". У нас такие кафе выжили главным образом в Петербурге (так же, как в этом городе выжили некоторые журналы для культурной публики; московские аналоги исчезли в 1998 году).
Анализировать питерский феномен долгой жизни интернет-кафе на четыре столика, когда граница рентабельности, казалось бы, начинается с 20-50 машин, мы не беремся. Возможно, виноваты энтузиасты. Показательный пример: когда "Тетрис" решил устроить в начале прошлого года "круглый стол" по поводу своего пятилетия, ему не удалось договориться ни с одним из московских интернет-кафе о проведении интернет-моста. В столице энтузиастов не нашлось.
Вторая бизнес-модель - игровой клуб, он же по совместительству интернет-точка (10 и более компьютеров). Основной доход дают игры, сетевой доступ - на вторых ролях. Московским лидером в данном сегменте является сеть клубов, еще ни разу, кажется, не упоминавшаяся в связи с термином "интернет-кафе". Имеется в виду "Полигон", который выделяется тем, что имеет семь собственных заведений в спальных районах Москвы и шесть клубов в других городах. Парк - около 1000 компьютеров. С "Полигоном" могут соперничать только сети из четырех клубов Astalavista и пяти клубов Arena на тех же московских окраинах.
Третий вариант - интернет-центр с большим количеством компьютеров (50-300). Требует вложений $1,2-2 млн и бойкого месторасположения. Основатели всех крупных интернет-салонов в Москве не афишировали тот факт, что во многом базировались на опыте интернет-кафе easyEverything (www.easyeverything.com). Эта компания ставила на внушительный масштаб заведений (400 компьютеров в первом их лондонском кафе, 800 - в самом крупном нью-йоркском). Во всех заведениях использовались только однотипные плоские мониторы, а стоимость одного часа работы принималась в Лондоне равной одному фунту, в Нью-Йорке - одному доллару. Экспансия этой easyEverything в Европу и передел рынка в самом Лондоне говорили о том, что за большими интернет-кафе - будущее. Это будущее и стало в Москве настоящим. Пример easyEverything оказался настолько убедителен для инвесторов, что они с прошлого года стали вкладывать в этот бизнес больше денег, чем в некоторых западных столицах.
В основу организации NetLand, NetСity и Cafemax были положены, правда, и собственные идеи, заключающиеся в разделении интернет-кафе на несколько специализированных зон, предназначенных для обслуживания различных категорий посетителей (трейдер-центр, зона обучения, игровая зона и, как же в России без этого, VIP-зона).
Но интернет-кафе, похоже, не процветают. На вопрос "Известий" о том, почему не происходит объявленного в феврале 2001 года развития сети TimeOnline, исполнительный директор TimeOnline Internet Salon Павел Ремизов ответил: "Планы по дальнейшему развитию сети, в принципе, остаются в силе, но несколько откладываются из-за затянувшегося решения вопроса по второй фазе финансирования. На фоне процессов, происходящих сейчас в телекоммуникационной отрасли на Западе, проект, в названии которого фигурирует слово "Интернет", находит положительный отклик у большинства инвесторов с большим трудом. При этом расположения в интересующих нас городах выбраны, и мы готовы двинуться вперед сразу же, как только будет дана отмашка".
Время, когда интернет-кафе открывались с легкостью домашних веб-страниц, прошло. Теперь это вполне серьезный - и сложный - бизнес.
А что вы думаете об этом?