А владение 6 интересно не только Станкевичами. Здесь, например, много раньше проживал Сумароков, кум Петра Первого. Проживал, соответственно, на широкую ногу. И когда у Сумарокова родился сын, сам император был крестным отцом, и больше того, подарил младенцу от государевых своих щедрот тысячу крепостных.
В начале девятнадцатого века тут жила Екатерина Энгельгардт. Впоследствии на ее дочери женился поэт Баратынский. Пушкин- старший (Сергей Львович) дивился образу жизни юной четы: "Не зная бессонных ночей на балах и раутах, Баратынские ведут жизнь самую простую: встают в семь часов утра во всякое время года, обедают в полдень, отходят ко сну в девять часов вечера и никогда не выступают из этой рамки, что не мешает им быть всем довольными, спокойными - следовательно, счастливыми". Отцу поэта Александра Пушкина понять такое счастье было очень тяжело.
А после в доме поселился Александр Станкевич. Он был коллекционером живописи и в противоположность семейству Баратынских большим любителем гостей. Профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин вспоминал с любовью: "...небольшой, но щегольски отделанный дом Станкевича в Чернышевском переулке, с прелестным садиком, с картинной галереей, в которой находятся истинные перлы искусства... сделался как бы святилищем, в которое я вхожу всегда с легким и отрадным ощущением".
В доме коллекционера Станкевича иной раз случались конфузы. Например, как-то за ужином подвыпившие гости чуть было не помолвили Петра Чайковского с певицей Дезире Арто. Доходило до дерзких выкрикиваний, тостов "за жениха и невесту".
Конечно же, затея провалилась.
К началу двадцатого столетия Станкевич сделался брюзгливым старым ретроградом. Он презирал автомобили. Более того, страдал от них. Если, к примеру, Александр Владимирович решит выйти прогуляться и случайно вдруг заметит адскую коляску, то на всякий случай сразу возвращается домой. Поскольку ничего хорошего он не ждал от подобной встречи.
Он не принимал вообще ничего нового. К примеру, электричества. Правда, однажды домочадцы все-таки в его отсутствие решили обустроить в доме электрическое освещение. Когда старик вернулся, его подвели к новенькой лампочке с нарядным абажуром, украсившей комнату Александра Владимировича. Показали, как включать, как выключать. После чего Станкевич безо всяких слов ударил кулаком по лампе и разбил ее на мелкие осколки.
Правда, другие обитатели дома, не разделявшие консервативных убеждений своего старшего родственника, все-таки устроили новое освещение в своих собственных комнатах, а также в коридорах и других местах общего пользования. Александру Станкевичу пришлось смириться. Но он все равно выражал свой протест и как бы не замечал электрический свет. Когда старик перемещался по особняку, перед ним шествовал специальный камердинер и торжественно держал в руке шандал с шестью горящими свечами.
А при советской власти здесь расположилась мастерская Ивана Жолтовского. При ней же классик архитектуры и жил. Он, как и Станкевич, удивлял своих соседей не совсем обычным поведением. Например, в войну в бомбежку обязательно ходил на крышу дома "тушить зажигалки". Сотрудники и домочадцы возмущались легкомысленностью архитектора. Однако он в качестве аргумента выдвигал свою особую экипировку. Жолтовский надевал брезентовую куртку, желтые сапоги, синие защитные очки для альпинистов, а над головой на всякий случай держал тазик.
Впрочем, в чудачествах Жолтовского было гораздо больше благородства, даже героизма, нежели в странных поступках старика и ретрограда Станкевича.
А что вы думаете об этом?