Когда предприниматели жертвуют на меценатство, их иногда называют "нашими Мамонтовыми и Морозовыми". Имеются в виду, конечно, Савва Мамонтов и Савва Морозов. Символы московского меценатства - тезки. И их довольно часто путают.
Но отнюдь не только Саввы из этих двух прославленных купеческих родов тратили деньги на прекрасное и вечное. Свидетельством тому - два дома, стоящие бок о бок на левой стороне Леонтьевского переулка, рядом со зданием ИТАР-ТАСС.
Дом номер 5 раньше принадлежал Анатолию Мамонтову, брату Саввы Ивановича. Он приобрел этот участок в 1871 году и приступил к постройке здания, специально приспособленного для издательства. Стиль, разумеется, был выбран самый модный в конце девятнадцатого века - псевдорусский.
Здесь выпускались в основном детские книжки с иллюстрациями лучших передвижников - Поленова, Серова, Васнецова. При издательстве был мастерская-магазин "Детское воспитание". Именно в этой мастерской токарь со сказочной фамилией Звездочкин выточил первую матрешку.
Тут же печатали шикарнейший за всю историю российских СМИ журнал "Золотое руно", издававшийся Рябушинским. Один из участников того процесса вспоминал о нем: "Мы все, от наборщика до метранпажа и хозяев типографии, были искренне увлечены затеей Н.П. Рябушинского. Он требовал от всех только одного: понаряднее и повиднее. Мы, конечно, старались выполнить требования не стеснявшегося в средствах заказчика, и, кажется, в какой-то мере нам удалось создать неплохое полиграфическое издание".
Удивительно, что в мамонтовском доме оставались еще помещения для жизни Анатолия Ивановича. Их хватало даже для того, чтобы устраивать весьма масштабные приемы. Маргарита Морозова писала в своих мемуарах: "Дом... был действительно открытым домом. Когда, бывало, входили в переднюю, то видели горы шуб и пальто, хотя часто хозяев еще дома не было, но гостей был полон дом".
А соседним домом № 7 недолго владел Сергей Морозов, брат прославленного Саввы Тимофеевича. Выстроив здесь дом (опять же, в псевдорусском стиле) он сразу преподнес его в подарок не имевшему пристанища Кустарному музею.
Путеводитель по Москве издательства Сабашниковых расхваливал музей в таких словах: "Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение. Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный Музей Губернского земства. Он помещается в Леонтьевском переулке, между Тверской и Никитской, в небольшом белом здании, просторном и уютном: крыльцо с пузатыми приземистыми колоннами и окна с колончатыми наличниками дают своеобразный тон всему зданию. Глядя на эти два домовых корпуса, соединенных галлерейным переходом с узорчатыми рамами в небольших оконцах, чувствуешь прелесть древней Москвы, когда все здания были так уютны и красиво просты".
Здесь демонстрировали всяческие дуги, коромысла, кружева, игрушки. Некоторые экспонаты можно было и купить.
После революции музей свой профиль сохранил. Искусствовед Вальтер Беньямин, побывавший там в 1926 году, писал: "С утра я был в Кустарном музее... Самые красивые, пожалуй, фигуры из папье-маше. Часто они укреплены на маленькой подставке, это или крошечная шарманка, которую надо крутить, или клинообразная подставка, которая при сжимании издает звук... У музея два зала. Больший, в котором расположены и игрушки, предназначен для образцов лакированных изделий из дерева и текстиля, в меньшем находятся маленькие старинные фигурки, вырезанные из дерева, шкатулки в форме уток и других животных, ремесленные инструменты и проч. и кованные изделия".
Музей действует и сегодня. Правда, называется иначе - Музей народного искусства. Но неизвестно, кто в итоге победил в соревновании двух меценатов. Ведь матрешка Звездочкина сделалась основным символом русского народного и даже древнего творчества.
При том что этой матрешке сегодня всего чуть больше ста лет.
А что вы думаете об этом?