А появился он благодаря дурацкому пари. Молодой Алексей Александрович Бахрушин, и не помышлявший о карьере мецената-собирателя, увидел у знакомого повесы подборочку красивеньких открыток, программок и афиш. Повеса без застенчивости похвалялся своим явно незначительным богатством, и юноша Бахрушин по молодым годам не выдержал.
- Чего ты хвастаешь? - сказал он обладателю коллекции. - Ну чего ты особенного собрал? Какие-то карточки и афиши. Да я в месяц больше тебя насоберу.
И выиграл пари. Насобирал. Уже не смог остановиться. Начал регулярно посещать базар на Сухаревской площади, приобретать там всевозможные реликвии. Иногда выходили конфузы. Как-то раз он купил набор маленьких, не виданных им раньше масляных портретов. Заказал для них довольно основательную раму, вывесил ее среди других особо ценных экспонатов. И спустя некоторое время один из бахрушинских гостей, Павел Сергеевич Шереметев, заявил:
- Эти вещи очень давно были украдены из Кускова. Помню их, когда был еще ребенком.
Но вместо того, чтобы потребовать портретики назад, прислал Бахрушину недостающие, каким-то образом спасшиеся от жуликов.
- Чтобы не разрознять коллекцию, - сказал Павел Сергеевич.
А между тем Бахрушин обустраивал свою личную жизнь. Он познакомился с молодой девушкой, они решили обвенчаться. Родители обрадовались - наконец-то сын остепенится и забросит свое несерьезное пристрастие. Молодым подарили участок земли и на нем в скором времени отстроили особнячок в модном в то время (в конце девятнадцатого века) псевдорусском стиле. Молодожены порешили: отвести в полуподвальной части здания три комнаты под театральную коллекцию. Но вскоре она оккупировала весь полуподвал. Затем - коридор жилой части семейного гнездышка, после - буфетную, детскую, а затем и конюшню с каретным сараем.
К счастью, супруга разделяла "идеалы" суженного. Более того, она, чтоб стать полезной мужу, освоила переплетное дело, тиснение по коже, резьбу по дереву, а также машинопись и фотографию. На семейные потребности тратился минимум дохода. А Бахрушин только сокрушался:
- Ах, если бы собрать все деньги, которые я в свое время истратил на обеды, ужины и другие глупости, сколько бы я смог на них приобрести замечательных вещей для музея.
Впрочем, обеды и ужины приходилось давать. Но только ради коллекции. На них приглашались актеры, режиссеры и антрепренеры. В обязательном порядке изменялась экспозиция. Ценные вещи, посвященные очередному гостю, прятались, зато какая-нибудь ерунда перемещалась на почетнейшее место. Дескать, вот как я к вам хорошо отношусь, а ничего особо интересного про вас у меня нет.
Как правило, растрогавшийся гость дарил Бахрушину очередные экспонаты для его музея.
Отдельные проблемы возникали с трагиками из провинции, страдающими алкоголизмом (или "привычным пьянством", как его в то время называли). Для этого существовал условный жест. Как только собиратель понимал, что гость вот-вот начнет буянить, материться и крушить посуду, он предупреждал супругу, чтобы та заблаговременно покинула компанию.
Словом, вся жизнь бахрушинского дома была посвящена приобретению различных театральных сувениров.
А в 1913 году Алексей Александрович передал свой музей государству. Это был очень щедрый и красивый поступок. Коллекционер тем самым как бы получал официальное свидетельство - жизнь его прожита не зря. Дар с благодарностью приняли. А когда после революции национализировались частные коллекции, Бахрушин ничего уже не потерял.
А что вы думаете об этом?