Брюсов переулок - один из новейших в городе Москве. Появился он с десяток лет тому назад, когда московские руководители переименовали разом несколько десятков улиц, переулков и бульваров.
Ранее Брюсов переулок назывался улицей Неждановой. А еще раньше - Брюсовским. Но этого никто не помнит. Даже те, кто возвращал ему "исконное название" (поскольку допустил ошибку в суффиксе).
Большая часть москвичей, пожалуй, скажет - дескать, переулок назван в честь поэта Брюсова. Увы, они будут неправы. Название возникло в честь Якова Брюса, дом которого стоит в начале переулка, на углу с Большой Никитской улицей (№ 14/2).
Правда, имеется в виду не Брюс Яков Вилимович, известный деятель времен Петра Великого, астролог, астроном и чернокнижник, а его близкий родственник, и между прочим, генерал-губернатор Москвы.
Дом построили в 1770-е годы, и он был в то время одним из красивейших зданий, воздвигнутых в классическом стиле. Увы, уже спустя полвека журналист Н. Полевой писал: "Дом Брюса переделан, и не остается следов его, хотя еще существует Брюсовский переулок".
Так что, сегодняшнее здание почти что не имеет отношения к той легендарной брюсовской династии. Зато имеет отношение к довольно любопытному образовательному учреждению. Здесь в девятнадцатом столетии располагался так называемый "Художественный класс".
Один из учеников того класса писал: "по широкой парадной лестнице входишь в верхний широкий коридор, - тут на стене до потолка видишь огромную картину аллегорического содержания; отсюда входишь в дверь-арку и видишь алебастровыми фигурами наполненную мраморную залу, очень высокую... Аполлон Бельведерский, Венера Медицейская, Демосфен, анатомическая фигура без кожи и друг."
То есть, обстановка здесь была весьма торжественная. Естественно, она располагала к всяческим торжественным же действиям. Здесь, к примеру, дан был парадный обед в честь художника Карла Брюллова. Журнал "Московский наблюдатель" так описывал это событие: "...в Москве есть место, где она могла с некоторым приличием и достоинством угостить художника и дать значение празднику. Это место есть художественный класс, первый малый рассадник искусства в нашей национальной столице, первая колыбель его под сенью Кремля. Здесь-то гг. директоры заведения, участники в учреждении, художники, литераторы и любители согласились дать пир знаменитому гостю и выразить ему свои чувства... И художник - был тронут, он плакал и обнимал своих товарищей и соотечественников".
Некоторые чувства выражались в виршах. Например, в таких:
Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день!
Привет тебе Москвы радушной,
Ты в ней родное сотвори
И, сердца голосу послушный,
Взгляни на Кремль и кисть бери.
Один помещик, побывавший на обеде, до того растрогался, что сразу же дал вольную своему крепостному, увлекавшемуся рисованием. Словом, обед удался.
А в 1880-е годы в этом здании открылись меблированные комнаты Медведева, сразу же получившие прозвание "Медвежьих номеров". В них также происходила богемная жизнь, проживали художники нового поколения (Исаак Левитан, Николай Чехов), а также музыканты из консерватории, располагающейся рядышком, через дорогу. За водкой и закуской бегал слуга Петр, известный тем, что мог на маленькую сумму накупить много полезной всячины, а также тем, что сильно и весьма своеобразно заикался. Возвращаясь с покупками он сообщал:
- Э-ге-ге-ге... селедочки и... а-га-га-га два... ого-го-го-го... огурца и водо-го-го-го-чки полбутылку.
А в 1883 году в доме произошел несчастный случай - печник под пол провалился и довольно долго выбраться не мог. Выяснилось, что от дома в сторону Кремля идет широкий, можно сказать, комфортабельный подземный ход. Вероятно, ход построил губернатор Брюс, на всякий случай. Но это не имеет отношения к художественной жизни дома.
А что Вы думаете об этом?