В субботу в Доме кино вручали премии киноакадемии "Ника", несколько дней назад получившей официальный статус общероссийской.
На пятнадцатой церемонии вручения премии "Ника" много вставали. Вставали, когда на сцену вышла Марина Ладынина. Вставали, когда премию получал преподаватель ВГИКа Сергей Васильевич Комаров. Вставали, когда объявили имя победителя в номинации "Честь и достоинство" - Алексея Баталова. Вставали, когда в первом ряду поднялся с хорошо знакомым приветственным жестом Борис Ельцин. И, после вздоха потрясения, встали, чтобы почтить память погибшего накануне ночью Михаила Пташука, чей фильм "В августе 44-го" претендовал на главную "Нику", но так его и не получил.
Победив в войне за телетрансляцию, организаторы "Ники" не эфирной частью церемонии распоряжались с цинизмом и без смущения - вроде как все свои, чего стесняться. Специально обученные девочки на входе встречали протяжным воем всех прибывших, не особенно взирая на лица, а Гусман попросил сидящего в зале Акунина-Чхартишвили хлопать громче ("Гриша, успех "Азазеля" не должен вас расстраивать!"), а журналистов - не писать о том, что они увидели до семи-ноль-ноль - до начала телевизионной записи.
Несмотря на то, что все у организаторов вроде бы получилось с трансляцией и со статусом, конферанс выдавал суть происходящего - дело происходит в осажденной крепости.
Начали, показав на экране диктора: он объявил, что вместо привычной трансляции "Ники" в эфир пойдет балет "Лебединое озеро". На сцене действительно появились лебеди, танец которых прервало появление злого волшебника - его выход сопровождала уже не музыка Чайковского, а известная мелодия из "Жестокого романса", тот самый "Мохнатый шмель", который ни с кем, кроме Никиты Михалкова, не ассоциируется.
Перед началом мероприятия Гусман обещал, что скучать гостям не придется. Большинство номеров действительно удалось, многое оказалось трогательным и талантливым, однако пять часов церемонии, какой бы занимательной она ни была, высидеть сиднем решительно невозможно. Именно поэтому жующую бутерброды публику так долго пытались загнать обратно в зал после антракта.
Борис Ельцин, в первом отделении награждавший призом Алексея Баталова, на второе не остался - видимо, отправился смотреть телеканал "Наше кино", в любви к которому признался со сцены, заклеймив заодно американские "штампованные боевики".
Баталов получил не только "Нику", но и ключи от машины, а также запертую в ящике балерину Анастасию Волочкову, которую вышедший позже Максим Галкин предложил и вовсе сделать переходящим призом за честь и достоинство.
Выступление Галкина, хоть он и собрал в одном номере всех своих регулярных и немного поднадоевших персонажей - от Жириновского до Радзинского, выдалось гомерически смешным и злободневным - концовка была дописана по неостывшим еще следам выступления Ельцина. В этой пародии на фильм "Гараж" "Никита Михалков" фигурировал как "сын известного писателя", а "Путин" в своем монологе дословно повторил все то, что его предшественник на посту президента только что говорил про "штампованные боевики".
Выходившие за статуэтками победители были менее многословны, чем те, кто статуэтки эти вручал. Забирая приз за лучшую работу художника, работавшая на "Тельце" Наталья Кочергина крикнула сидящему в зале Сокурову: "Александр Николаевич! Наша взяла!"
Действительно, их взяла. И вряд ли Сокуров приехал бы в Москву, если бы было по-другому.
А что вы думаете об этом?