Здание Горного университета (Ленинский проспект, дом 6), в общем, довольно неприметное. Не потому, что маленькое или некрасивое. Просто оно находится в одной из самых суетных частей Москвы, где никому и в голову-то не придет, бросив все, осматривать архитектурные достоинства ближайших зданий. Иначе можно и без ног остаться - переедут их колесами сумок-тележек или так отдавят.
А вместе с тем здание университета (горного, естественно) весьма своеобразно. Фасад его, к примеру, оживлен большим числом скульптурных изваяний всяческих ученых. Это было сделано в те времена, когда наш университет именовался скромно - институтом, но зато носил грозное имя Сталина.
Однако же в начале девятнадцатого века здание, хотя еще и совсем низенькое, без ученых, обращало на себя гораздо большее внимание. Во-первых, улица была потише, попровинциальнее. А во-вторых, дворцом владели (а тогда здание было дворцом) известные в Москве интеллигентные дворяне Полторацкие.
Семейство Полторацких присовокупило к своей собственности это здание в 1809 году. Василий Стасов, их знакомый архитектор, сразу принялся устраивать жилище по вкусу его новых обитателей. При этом донесения, которые Василий Стасов слал хозяевам, сводились к одной мысли - дескать, овес нынче дорог: "За всю поправку в доме и в службах, исключая столярной чистой работы, лакировки и слесарной, как увидите из посланной от конторы описи, со всем подрядчиковым материалом и работниками, отдали 5 500 руб. Конечно, более тысячью против, если бы то было весною. Столярная по примеру будет стоить 1 500 руб., слесарная до двух, лаковая до 700 руб., вставка стекол и живописная до 500 руб. Итого примерно до 10 200 руб., исключая непредвиденное".
Полторацкие покорно соглашались с доводами Стасова.
Дворец был полностью отстроен накануне взятия Москвы французами. Владельцам так и не пришлось пожить в своем свеженьком обиталище - они эвакуировались под Рязань, в свое имение Истье. Дом обновил контуженный на Бородинском поле Петр Оленин. Товарищ его писал жалобы в Рязанскую губернию: "Расположены мы в вашем дворце, но кроме стен и нескольких стульев, ничего здесь не находится, и я беспрестанно ругаю вашего приказчика, который очень медленно нам все достает".
Затем, когда Москва была сдана, здесь, во дворце, обосновался некий "неприятельский чиновник, барон Туалет". Возможно, что при Туалете упомянутый приказчик был порасторопнее.
Зато после войны жизнь Полторацких наконец наладилась. И в 1814 году здесь состоялось торжество общемосковского масштаба - праздник по поводу того, что "Росс, в венцах, в Париж взлетел". Было приглашено самое именитое дворянство города.
Основной частью программы была пьеса "Храм бессмертия",
сочиненная к этому празднику неким Алексеем Михайловичем Пушкиным, дальним родственником, практически однофамильцем знаменитого поэта. Трудность состояла в том, что по велению пушкинского гения самые именитые дворянки должны были представлять в "мелодраме" разные страны Европы. Россию, например, играла жена князя П.А. Вяземского (платье, пошитое к той роли, стоило две тысячи рублей, бриллиантов же использовалось на полмиллиона), и здесь никаких проблем не встало (в том числе, похоже, и материальных). Зато Францию и Польшу не хотел играть никто - из патриотических соображений.
После действия был бал до утренней зари. При этом не забыли и простонародье - его, конечно, в залы не пустили, зато в саду были устроены общедоступные качели, балаганы и, конечно, фейерверк.
Уже в 1832 году некогда богатейшее семейство Полторацких обнищало до того, что их дворец был продан государству. Здесь сначала оборудовали богадельню, а потом - Мещанское училище. "Воспитанников... занимают грубыми работами - колоньем дров, чисткой пруда; чая нет ни утром, ни вечером; белье на столе по большей части грязное и салфеток полагается далеко не на каждого, так что мальчики... принуждены заменять их бумагой, таскаемой ими в замасленном виде в кармане".
Золотой век дворца Полторацких закончился.
А что Вы думаете об этом?