- Константин Борисович, долго ли вы пробудете на родине чучхе?
- Два дня. Ким Чен Ир пригласил меня на парад Вооруженных сил по случаю 70-летия Народной армии. Это вторая моя самостоятельная поездка (еще я был в Пхеньяне с президентом в ходе его визита в 2000 году). Но самое длительное общение с Ким Чен Иром было в прошлом году, когда я сопровождал его в поезде во время посещения им России. Кстати, на днях я был в МПС на совещании по корейским железным дорогам, и министр вручил мне Знак почетного железнодорожника - за то путешествие из Приморья в Санкт-Петербург и обратно.
- Как складываются ваши отношения с Ким Чен Иром? Удается ли вам найти с ним общий язык? Вы поддерживаете постоянный контакт?
- Контакты не спонтанные. Вы же понимаете, все это управляется президентом России, по его поручению и проводится работа. Мы видим желание корейской стороны возродить дружеские отношения, которые были у наших стран. Мы их поддерживаем и стараемся развивать. Мне импонирует то, что сам Ким Чен Ир, побывав у нас, посмотрев, изучив проводимые реформы, понял: прошли те времена, когда мы им просто бескорыстно оказывали помощь, давали кредиты, которые они не возвращают до сих пор.
- Сколько КНДР должна России?
- Что-то около 5 миллиардов долларов. Обсуждаются разные варианты погашения долга, естественно, с реструктуризаций. Есть схема - частично погасить его за счет нефтепереработки. У них достаточно современный нефтеперерабатывающий завод, он не загружен. Мы предлагаем поставлять туда нашу нефть. Какую-то часть переработки будет получать КНДР, а в основном продукция будет возвращаться нам. Просто давать, как раньше, нефть, чтобы они ее перерабатывали и себе оставляли нефтепродукты, - не будет этого. Не бу-дет! И в этом мы находим понимание. С трудом, но находим.
И председатель Ким понял, что больше такого не будет, и своему окружению прямо об этом говорит. Во время моего февральского визита он говорил членам правительства: ищите пути контакта с Россией на взаимовыгодных условиях, Россия - страна уже другого экономического уклада, с другим подходом к экономике.
- Северокорейские чиновники это понимают?
- Первые лица КНДР понимают и ведут переговорный процесс именно с таких позиций. Но какая-то часть руководителей, видимо старой закалки, по-прежнему все сводят, к сожалению, к проблемам потребительского характера.
- В каких конкретно отраслях КНДР предлагает сотрудничество?
- В области транспорта, нефтепереработки, телекоммуникаций, горнорудной промышленности: добыча титана, меди, цинка, лития. Впервые они готовы давать нам месторождения на условиях аренды. Шел даже разговор - хотя нелегко - о концессии. В нашем Минфине мы обсуждали возможность предоставления госкредитов, чтобы инвестировать в месторождения и возвращать из прибыли.
- На российском Дальнем Востоке сейчас много корейцев работает?
- Около 12 тысяч. Они заинтересованы в расширении присутствия, причем не только в лесной отрасли. Предлагают рабочую силу и в сельском хозяйстве в обмен на произведенные продукты. На Дальнем Востоке недостаточно рабочих рук, поэтому мы будем привлекать рабочую силу, но ужесточая требования к порядку. Некоторые бегут с мест, где идет лесодобыча, разбегаются без документов по всему Дальнему Востоку. Приходится задерживать, выяснять, откуда они.
- Ким вспоминает о тех отношениях, которые были с СССР?
- Он вспоминает не политику или экономику, а дружеские контакты, как приезжали певцы, танцоры, как общались. Называет фамилии многих военных, политиков, людей культуры, которые бывали в Корее. С кем-то он выходил в море, в горы ходил. Была такая непринужденная, дружественная обстановка - вот суть его воспоминаний. Но политическую составляющую советского строя никогда не затрагивает.
-Что было для Кима самым большим открытием в поездке к нам?
- Он не ожидал увидеть того, что мы развиваемся и многие довольны этой жизнью. Рассказывал, у него ежегодно бывают представители КПРФ, и с визитами и на отдыхе, так они ему говорили: в России нищета, нас поработил американский империализм. Когда мы ехали, он все смотрел в окна и спрашивал: что там? Может, думал, что мы ему показываем специально отобранные объекты. В Новосибирске сказал: пойдемте в метро. Пошли. В Хабаровске: хочу в продовольственный магазин. Он увидел обилие товаров, понял - это не показуха. И прямо сказал: меня вводили в заблуждение, в России начинают жить лучше. Удивлялся обилию людей на улице. Так что он немного изменил отношение к реформам, которые у нас проводятся. Произошло в нем, мне кажется, осознание того, что он был информирован односторонне.
- Владимир Путин часто интересуется северокорейской тематикой?
- Он дает поручения, как поступать при следующей встрече.
- Какие отношения сложились у Кима с Путиным?
- Он особенно был поражен одной встречей. Когда из Петербурга мы вернулись в Москву, не было запланировано встречи с Путиным. А президент вдруг неофициально пригласил Кима к себе. Они вдвоем два часа общались, обедали. Это приглашение им было воспринято как знак очень высокого доверия. На Востоке важна роль личности руководителя. Ким потом сказал мне: России повезло, у нее появилась сильная личность. И сказал, что захотел восстановить добрые отношения с Россией именно потому, что есть такой лидер - Путин. А если бы его не было, то он и не стал бы восстанавливать отношения.
- Как Ким отреагировал на заявление Буша об "оси зла"?
- Ким говорил, что хочет сам помочь Бушу сгладить его высказывания. Говорил, что, наверное, тот озвучил неудачное предложение, которое ему подсунуло реакционное окружение. Но, говорит, если у Буша действительно такая позиция и к нам будут жестко подходить, то и мы будем так же жестко отвечать. Он не хочет такого противостояния, но в то же время жестко относится к высказываниям Буша.
- Что Ким за человек, насколько хорошо представляет обстановку?
- Он понимает облик мировой действительности, и он очень информирован. Пользуется Интернетом, сам в нем работает, я видел.
- Ким Чен Ир часто вспоминает отца - Ким Ир Сена?
- Часто. Но никогда не говорит "отец", всегда "товарищ Ким Ир Сен". Даже в личном разговоре. Все, что сделал Ким Ир Сен, для него свято. Ким Чен Ир говорит об этом как об аксиоме, которая не подлежит обсуждению. Например, об их построении общества - общества военизированного плана. Он считает это абсолютно правильным, потому что по-другому их государство и не могло развиваться.
- Он не знакомил вас со своей семьей, супругой, детьми?
- О своей жене, детях он не говорит, а о матери, которую потерял еще в детстве, все время вспоминает.
- КНДР собирается реформировать свою экономику?
- Ким отправил две большие группы специалистов изучать на месте опыт реформ в Китае и опыт объединения Германии. Сейчас взяли и опыт России. Ким говорит, что возьмет лучшее от всех реформ, но у них не будет революции: "пусть мы будем делать медленно, но все сделаем".
А что Вы думаете об этом?