Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сергей ШАНОВИЧ: "Надо быть на шаг позади"

В апреле состоялся один из самых престижных конкурсов в мире масс-медиа - Promax BDA Europe 2002. На конкурс этого года было подано более 3000 заявок более чем в 40 номинациях. Наряду с BBC Broadcast, Discovery Network Europe, Warner Bros в нем участвовала телекомпания НТВ. За дизайн студии программы "Гордон" НТВ-Дизайн получила золото. Арт-директор НТВ Сергей ШАНОВИЧ рассказал корреспонденту "Известий" Миле КУЗИНОЙ о том, как это было
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
- Это ваш первый приз? - В 2000 году в Новом Орлеане я получил серебряную награду за оформление информационной программы. Это был первый конкурс. В 2001 году мы практически ничего не сделали, активно начали работать только с мая. В мае я написал концепцию НТВ, разработал цветовую дифференциацию, новые рекламные скобки, новую систему анонсирования, полностью графику всех программ порядка 11 новых студий. Поэтому чертовски приятно, что золото получила именно студия. Это исторически - одна из самых серьезных номинаций на Западе, ведь как таковая индустрия телевизионного дизайна на Западе существует около 50 лет, у нас - всего 10. А это и разница во времени, в наработках, в количестве людей, в финансировании. Поэтому у НТВ был один шанс из тысячи попасть в точку, и это удалось сделать. Сейчас на российском рынке видно, у какого канала лучшая картинка. Возможно, в следующем сезоне люди будут пытаться сделать что-то новое, но сейчас НТВ выгодно отличается от всех. Как и у нас, на других каналах начинает тоже что-то происходить. Люди либо подражают нам, либо пытаются переплюнуть. - Говорят, что у вас не только хорошая команда, но и лучшая техника и большее финансирование? - Это иллюзия, это приятный миф. Поэтому мы можем договориться либо дальше его поддерживать, либо развеять. Я могу провести вас по помещениям и показать, что мы находимся в ужасных условиях. Техника 3-4-летней давности. Четыре года назад она, конечно, была самая мощная на рынке. Но с 1998 года процессор Intel Pentium поменялся 3 или 4 раза. Сейчас мы пытаемся, конечно, все менять. Но надо понять, чем мы ценны. Мы ценны идеями, картинку-то делает художник. И те удачи, которые бывают, бывают скорее вопреки. Но не может быть некоего пика в пустыне, для него нужно плато и на нем уже может возникнуть вершина, по-другому не бывает. Должен быть прорыв всех вместе, всей команды, всех людей, все должны быть супер-труппер и только тогда можно будет что-то сделать - В телевизионной тусовке вас называют счастливчиком? - Да, я счастливчик, мне во многом везло. Глупо говорить, что дизайн - это только картинка, только обертка, дизайн - это то, что формирует, создает среду. Опять же вернемся к "Гордону", по форме, по среде мы спорили с ним и на сотом выпуске программы. На мой взгляд, форма зачастую важнее содержания, потому что я - художник. Я смотрю телек без звука, потому что мне интересна та драматургия, которая возникает на лице человека. Мне не нужно смотреть фильмы с сурдопереводом, я и так знаю, что там происходит, я вижу это по лицам. То же самое в телевидении, большинство новостей мы смотрим, но не слушаем, либо, наоборот, только слушаем. Как показывают исследования, большинство людей только смотрят телевизор, потому что он безумно грузит. - То есть телевизор - это фон. - Да. Это лампа, которая очень красивая, которая постоянно изменяется, моргает... - С чего начиналась ваша карьера? - Я закончил Московский полиграфический институт, и себя считаю художником-шрифтовиком. Мне повезло. Тогда на рынке был самый успешный, самый модный режиссер Юра Грымов. Юра, в очередной раз съездив куда-то на конкурс, посмотрел, что победил рекламный ролик, который был сделан исключительно на шрифтах. После этого он находит самого молодого, самого талантливого шрифтовика. Это был я. Вместе с ним мы делаем заставки РТР. Тут очень важно попадание в контекст, своевременность того или иного произведения. У Грымова были гениальные идеи. Но тогда очень многое мы не могли воплотить в жизнь теми средствами, которые у нас были. У нас на РТР, если помните, были оживающие картины. Их очень раскритиковали. А через несколько лет они стали супермодными. В телевидении нельзя быть впереди всех. Надо быть на шаг позади тех, кто впереди. Потому что это - массовая культура. Ты должен выдерживать серединный стиль и делать точечные прорывы, по которым о тебе могли бы судить как о художнике. Ведь что такое дизайн на телевидении - это коммуникация. Он призван для того, чтобы сделать телевизионный продукт как можно более удобным для человека, которому он адресован. - Какие отношения у вас с Семеном Левиным? Он привел вас на НТВ, и в телевизионном мире многие считают его гуру. - Это еще одна иллюзия. Тогда было время полного авантюризма, Клондайк, Эльдорадо, "Кто смел, тот и съел", "Кто первый встал, того и тапочки"... Это все девизы того времени. На той волне вышла определенная порода людей, которые могли сказать: "Мы решаем все проблемы". Но у Левина есть самый главный неоценимый дар. Он умел: а) привлекать большие деньги и б) - профессиональных людей, самых лучших, самых дорогих людей - Китаеву, Шелютто, мою скромную персону. Это были самые лучшие специалисты на рынке. И они были у него в конторе. И о них никто ничего не знал. До поры до времени. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир