Станция "Автозаводская" - одна из самых красивых в Москве. Правда, снаружи она ничего особенного из себя не представляет - обычный вход в метро в обычном, средней респектабельности жилом доме. Однако же внутри это истинный памятник так называемого тоталитарного искусства.
Станция была построена в войну. Поэтому ее тоталитарность идет рука об руку с вполне определенным пафосом. Например, на стенах - мозаичные панно на актуальные в то время темы: "Русские богатыри" и "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года". Здесь вообще довольно много всяческих изобразительных сюжетов.
Вентиляционные решетки (они представляют из себя довольно-таки мирные растения) входят во всяческие справочники по литью и ковке. А собственно подземный вестибюль - ясный, высокий, со множеством тонких, изящных колонн - располагает к тому, чтобы выйти на "Автозаводской", даже если не нужно.
Станция так названа в честь близлежащего автомобильного завода имени Лихачева. И открыта отчасти именно благодаря Ивану Алексеевичу - он, будучи директором завода, не раз высказывался в прессе и на всяческих высоких заседаниях:
- У меня люди по полтора часа на дорогу туда и по полтора часа на дорогу обратно тратят. При таком, товарищи, положении мы хорошего автомобиля стране дать не сможем! Дайте нам метро! Оно необходимо.
В конце концов на Сукино болото (старое название района нынешней "Автозаводской") метро решили пробивать.
Автор станции, Алексей Душкин, вдохновлялся при ее создании классическими образцами, например мозаиками Флоренции.
- Ищите основу преемственности, - излагал профессор Душкин свое творческое кредо.
Работой своей он остался доволен: "Станцию "Автозаводская" люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь четко выражены конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы".
Было здесь использовано и техническое новшество - впервые за историю московского метростроительства на станции так называемого "мелкого заложения" установили эскалатор. До того трудящиеся топали на неглубоких станциях по лестницам.
Впрочем, в первое время своего существования "Автозаводская" звалась иначе - станция "Завод имени Сталина" (это имя в те годы носил нынешний ЗИЛ). Неудивительно, что тема культа личности здесь находила воплощение. Справочник сталинских времен писал: "Оформление станции выражает тему труда и защиты Родины, выраженную в серии художественных панно из мозаики, обрамляющих станционный зал. Стены станции облицованы светлым мрамором... Перспективу станционного зала завершает скульптурная фигура вождя".
Статуя стояла там, где ныне выход в сторону улиц Велозаводской, Мастеркова и так далее. Сталин, подсвеченный до ослепления, как-то недоуменно озирал кишащих внизу пассажиров.
Кстати, было в истории этой станции одно малюсенькое, почти незаметное событие, спасшее человека от вроде бы неизбежных сталинских лагерей. Здесь как-то задержали одного московского профессора, который вызвал подозрение своим объемистым портфелем. Профессор следовал из бани в гости к собственной сестре и, разумеется, вез ей подарок. Странное соседство грязного белья и дорогой хрустальной вазы заинтересовало милиционеров еще больше. Разбирательство длилось до позднего вечера, к сестре профессор прибыл около полуночи, дома же оказался вовсе среди ночи - пришлось тратиться на такси.
В собственной квартире он застал следы грубого обыска и паникующих домашних. Оказывается, профессора были намерены арестовать, ждали до окончания работы метрополитена, после чего покинули квартиру, видимо, решив заехать в другой раз.
Конечно же профессор незамедлительно ударился в бега, чем сохранил себе свободу и, возможно, жизнь.
А в 50-е Завод имени Сталина переименовали. В знак окончательной победы над постылым культом личности.
А что Вы думаете об этом?