Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о планах Азербайджана подать жалобу в МОК
Мир
Командующий ВМС НОАК прибыл в Россию для участия в главном параде ВМФ
Общество
В Москве арестовали напавшего на женщин в парке мужчину
Экономика
Россия призвала к совместной борьбе против долгового кризиса в мире
Мир
Орбан исключил вероятность членства Украины в ЕС и НАТО
Мир
В Нью-Йорке начался конкурс на звание почетного мэра среди собак
Мир
Девять человек погибли при обстреле Голанских высот со стороны Ливана
Мир
Фигурист Авербух сравнил церемонию открытия Олимпиады в Париже с фестивалем
Мир
Швейцария отказалась передавать Украине доходы от российских активов
Происшествия
Мирный житель погиб после обстрела ВСУ села Бочковка в Белгородской области
Мир
Орбан заявил об отсутствии у Запада общей моральной основы после открытия ОИ
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды

Метро на Сукином болоте

Станция "Автозаводская" - одна из самых красивых в Москве. Правда, снаружи она ничего особенного из себя не представляет - обычный вход в метро в обычном, средней респектабельности жилом доме. Однако же внутри это истинный памятник так называемого тоталитарного искусства. Станция была построена в войну. Поэтому ее тоталитарность идет рука об руку с вполне определенным пафосом. Например, на стенах - мозаичные панно на актуальные в то время темы: "Русские богатыри" и "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Станция "Автозаводская" - одна из самых красивых в Москве. Правда, снаружи она ничего особенного из себя не представляет - обычный вход в метро в обычном, средней респектабельности жилом доме. Однако же внутри это истинный памятник так называемого тоталитарного искусства. Станция была построена в войну. Поэтому ее тоталитарность идет рука об руку с вполне определенным пафосом. Например, на стенах - мозаичные панно на актуальные в то время темы: "Русские богатыри" и "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года". Здесь вообще довольно много всяческих изобразительных сюжетов. Вентиляционные решетки (они представляют из себя довольно-таки мирные растения) входят во всяческие справочники по литью и ковке. А собственно подземный вестибюль - ясный, высокий, со множеством тонких, изящных колонн - располагает к тому, чтобы выйти на "Автозаводской", даже если не нужно. Станция так названа в честь близлежащего автомобильного завода имени Лихачева. И открыта отчасти именно благодаря Ивану Алексеевичу - он, будучи директором завода, не раз высказывался в прессе и на всяческих высоких заседаниях: - У меня люди по полтора часа на дорогу туда и по полтора часа на дорогу обратно тратят. При таком, товарищи, положении мы хорошего автомобиля стране дать не сможем! Дайте нам метро! Оно необходимо. В конце концов на Сукино болото (старое название района нынешней "Автозаводской") метро решили пробивать. Автор станции, Алексей Душкин, вдохновлялся при ее создании классическими образцами, например мозаиками Флоренции. - Ищите основу преемственности, - излагал профессор Душкин свое творческое кредо. Работой своей он остался доволен: "Станцию "Автозаводская" люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь четко выражены конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы". Было здесь использовано и техническое новшество - впервые за историю московского метростроительства на станции так называемого "мелкого заложения" установили эскалатор. До того трудящиеся топали на неглубоких станциях по лестницам. Впрочем, в первое время своего существования "Автозаводская" звалась иначе - станция "Завод имени Сталина" (это имя в те годы носил нынешний ЗИЛ). Неудивительно, что тема культа личности здесь находила воплощение. Справочник сталинских времен писал: "Оформление станции выражает тему труда и защиты Родины, выраженную в серии художественных панно из мозаики, обрамляющих станционный зал. Стены станции облицованы светлым мрамором... Перспективу станционного зала завершает скульптурная фигура вождя". Статуя стояла там, где ныне выход в сторону улиц Велозаводской, Мастеркова и так далее. Сталин, подсвеченный до ослепления, как-то недоуменно озирал кишащих внизу пассажиров. Кстати, было в истории этой станции одно малюсенькое, почти незаметное событие, спасшее человека от вроде бы неизбежных сталинских лагерей. Здесь как-то задержали одного московского профессора, который вызвал подозрение своим объемистым портфелем. Профессор следовал из бани в гости к собственной сестре и, разумеется, вез ей подарок. Странное соседство грязного белья и дорогой хрустальной вазы заинтересовало милиционеров еще больше. Разбирательство длилось до позднего вечера, к сестре профессор прибыл около полуночи, дома же оказался вовсе среди ночи - пришлось тратиться на такси. В собственной квартире он застал следы грубого обыска и паникующих домашних. Оказывается, профессора были намерены арестовать, ждали до окончания работы метрополитена, после чего покинули квартиру, видимо, решив заехать в другой раз. Конечно же профессор незамедлительно ударился в бега, чем сохранил себе свободу и, возможно, жизнь. А в 50-е Завод имени Сталина переименовали. В знак окончательной победы над постылым культом личности. А что Вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир