Судьба финансового рая вновь осталась нерешенной. Третий за последние месяцы раунд англо-испанских переговоров о будущем статусе Гибралтара завершился без результатов.
Диалог, который вели на этот раз в Лондоне британский и испанский министры иностранных дел, проходил под шумный аккомпанемент протестов. Члены лондонского Гибралтарского общества устроили перед зданием Министерства иностранных дел манифестацию, протестуя против попыток правительств обеих стран решить будущее Скалы, как на Британских островах именуют Гибралтар, "за спиной населения". Под аналогичными лозунгами одновременно проводилась и массовая демонстрация протеста в самом Гибралтаре, где у испанской границы под британскими и гибралтарскими флагами собралась едва ли не пятая часть 30-тысячного населения колонии.
И в Лондоне, и в Гибралтаре манифестанты отвергали как раз то, на чем пытались построить компромисс участники официальных переговоров, в частности, идею совместного англо-испанского суверенитета над Гибралтаром. Эта старинная, еще колониальных времен формула родилась скорее от безысходности ситуации, которая уже не первый год омрачает нынешние англо-испанские отношения. Да и не одно столетие. Британия хозяйничает на этом клочке суши с 1704 года, когда там появился первый английский гарнизон. Британское присутствие в Гибралтаре, который считался важной стратегической точкой у входа в Средиземное море, было закреплено Утрехтским договором 1713 года.
С тех пор многое изменилось. Даже мощная военно-морская база, созданная на Скале англичанами, утеряла свое прежнее ключевое значение, да к тому же фактически перешла под натовский контроль. Нынешнее английское правительство не прочь окончательно расстаться с имиджем колониальной державы, сохранив, конечно, свое влияние на берегах Гибралтарского пролива и получив кое-что взамен от Мадрида. Расчет делается, в частности, на то, что улучшение отношений с Испанией позволит Лондону более уверенно проводить свою политику в Европейском союзе.
Что касается Испании, то она просто жаждет занять место Британии, вернув Гибралтар под свой контроль. В Мадриде ссылаются на все тот же Утрехтский договор, согласно которому именно Испания получает право на восстановление своего суверенитета над Гибралтаром в случае, если англичане захотят от него отказаться.
Но как раз возвращения под власть Испании не хотят в самом Гибралтаре, многие обитатели которого привыкли к поблажкам и льготам колониального режима. Местное правительство недаром демонстративно бойкотирует ведущиеся между Лондоном и Мадридом переговоры, ссылаясь на право на самоопределение и требуя организации референдума.