Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о планах Азербайджана подать жалобу в МОК
Мир
Командующий ВМС НОАК прибыл в Россию для участия в главном параде ВМФ
Общество
В Москве арестовали напавшего на женщин в парке мужчину
Экономика
Россия призвала к совместной борьбе против долгового кризиса в мире
Мир
Орбан исключил вероятность членства Украины в ЕС и НАТО
Мир
В Нью-Йорке начался конкурс на звание почетного мэра среди собак
Мир
Девять человек погибли при обстреле Голанских высот со стороны Ливана
Мир
Фигурист Авербух сравнил церемонию открытия Олимпиады в Париже с фестивалем
Мир
Швейцария отказалась передавать Украине доходы от российских активов
Происшествия
Мирный житель погиб после обстрела ВСУ села Бочковка в Белгородской области
Мир
Орбан заявил об отсутствии у Запада общей моральной основы после открытия ОИ
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды

Дом "России"

Дом "России" - один из прекраснейших в городе. Высится он над Тургеневской площадью, выходя своими роскошными боками сразу на четыре разные дороги: Бобров переулок, Фролов переулок, Милютинский переулок и Сретенский бульвар. Это - доходный дом, построенный столетие назад для страхового общества "Россия". Он олицетворяет роскошь и покой, и кажется, что в этом доме можно только отдыхать от дел насущных, хлопотных. Что никакой активной социальной жизни здесь происходить никак не может. Этакий спальный район, только маленький и для очень богатых людей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Дом "России" - один из прекраснейших в городе. Высится он над Тургеневской площадью, выходя своими роскошными боками сразу на четыре разные дороги: Бобров переулок, Фролов переулок, Милютинский переулок и Сретенский бульвар. Это - доходный дом, построенный столетие назад для страхового общества "Россия". Он олицетворяет роскошь и покой, и кажется, что в этом доме можно только отдыхать от дел насущных, хлопотных. Что никакой активной социальной жизни здесь происходить никак не может. Этакий спальный район, только маленький и для очень богатых людей. Увы, но впечатление обманчиво. Достаточно взглянуть на вывески. А раньше дом и вовсе был одним из центров культурной жизни города Москвы. Собственно, это место отличалось беспокойным жизненным укладом еще до постройки дома. Здесь, например, в восемнадцатом веке находился так называемый старый почтамт или "двор, где почтальоны живут". Затем тут разместилась увеселительная панорама под названием "Царь-град", а после - театр общедоступных и народных представлений "Скоморох". Народ в то время еще не имел элементарных театральных навыков, и на стенах "Скомороха" приходилась вешать пояснительные надписи: "С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо", или "Бис - означает повторить". Когда дом был уже построен, в нем гостил художник Репин (он даже писал здесь портрет некоего доктора Лызина). В квартире номер восемьдесят пять было правление Футбольной лиги. А после революции в доме "России" разместился Наркомпрос. Одним из руководителей Наркомпроса была Крупская ("первые леди" тогда еще подвизались на ниве культуры и образования). Состоял он из множества профильных подразделений, носящих коротенькие и смешные названия - всяческие "изо", "тео" и прочие. Одно из них - Лито (то бишь подразделение литературное, точнее, литературный отдел) описано Булгаковым в его "Записках на манжетах". Если верить Михаилу Афанасьевичу, делать там было, вообще говоря, нечего, а денег тоже не платили. Да и вообще это Лито отнюдь не походило на серьезное и важное госучреждение: "Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека". Вскоре после поступления в Лито, Булгакова уволили оттуда. С резолюцией трагической и даже патетической - "за расформированием". Тем не менее там все же проходила некая литературно-художественная жизнь. Устраивались, например, так называемые литературные пятницы. Их вел поэт Валерий Брюсов, и другой поэт, Иван Грузинов, вспоминал об этом более чем колоритном ведущем: "Он очень долго, чуть-чуть грассируя, читал свои новые стихи, сопровождая чтение обычными для него телодвижениями и жестами: мелкими шажками движется вперед, такими же шажками отступает назад. Точнее - Валерий Брюсов движется по диагонали четырехугольника эстрады. Вот он размеренно поднимает руки, вот опускает их. Изредка, особенно в паузах между окончанием чтения одного и началом чтения другого стихотворения, Валерий Брюсов принимает позу, которая придана ему на бессмертном портрете работы Врубеля". С тем же Брюсовым (и с тем же госучреждением) связана одна не то чтобы трагедия, но неприятность в жизни Марины Цветаевой. Именно здесь, в Лито, отвергли первый, собранный уже при новой власти, сборник цветаевских стихов. Она принесла этот сборник по совету Владислава Ходасевича: - Лито ничего не печатает, но все покупает, - напутствовал ее коллега по перу. Однако, поэтессе ничего не заплатили. И только через год вручили написанную как ни странно очень скверным русским языком брюсовскую рецензию: "Стихи М. Цветаевой, как не напечатанные своевременно и не отражающие соответственной современности, бесполезны". А в конце сороковых именно здесь открылся первый в Москве пункт проката. Но к литературному и вообще культурному процессу этот факт имеет только косвенное отношение.
Комментарии
Прямой эфир