Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о планах Азербайджана подать жалобу в МОК
Мир
Командующий ВМС НОАК прибыл в Россию для участия в главном параде ВМФ
Общество
В Москве арестовали напавшего на женщин в парке мужчину
Экономика
Россия призвала к совместной борьбе против долгового кризиса в мире
Мир
Орбан исключил вероятность членства Украины в ЕС и НАТО
Мир
В Нью-Йорке начался конкурс на звание почетного мэра среди собак
Мир
Девять человек погибли при обстреле Голанских высот со стороны Ливана
Мир
Фигурист Авербух сравнил церемонию открытия Олимпиады в Париже с фестивалем
Мир
Швейцария отказалась передавать Украине доходы от российских активов
Происшествия
Мирный житель погиб после обстрела ВСУ села Бочковка в Белгородской области
Мир
Орбан заявил об отсутствии у Запада общей моральной основы после открытия ОИ
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды

Кожанки в консерватории

Преобразования, сразу последовавшие за революцией 17-го года, в основном (как явствует из мемуаров) выглядели дико и абсурдно (подчас и трагически, но это - тема несколько иная). Самым же ярким образом те парадоксы, вероятно, проявлялись в так называемых учреждениях культуры. И если, например, театру не были изначально чужды фарс и всевозможные противоречия, то в консерватории - строгой и рафинированной - новые традиции выглядели особо несуразно
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Композитор Владимир Фере вспоминал: "Во всей консерваторской жизни тех лет ощущалось дыхание революции. Это заметно было прежде всего по контингенту учащихся... Среди бархатных толстовок и добротных костюмов, отличавшихся своей элегантностью, замелькали военные гимнастерки, рабочие блузы, красные косынки". И, разумеется, кожанки особенно "ответственных" товарищей. Именно эти люди в кожанках и перекраивали жизнь того учебного учреждения на новый лад. Началось с того, что при консерватории открыли клуб (по типу заводских или фабричных). Над клубом вывесили надпись: "Мир - хижинам, война - дворцам". Студенты, до того момента чуждые общественным и политическим процессам, недоумевали: - Как же так? Ведь нас учили, что консерватория - Дворец искусства. Значит, мы воюем с музыкой? Им разъясняли снисходительно: дескать, не с музыкой идет война, а с теми, кто жил во дворцах. Дальнейшие вопросы задавать было опасно. Во-вторых, в консерватории открылся совершенно неуместный здесь, казалось бы, кинотеатр. Филолог Андрей Козаржевский о нем вспоминал (и раскаивался в собственном поведении): "Большой зал консерватории до середины 1930-х годов функционировал в основном как кинотеатр "Колосс"; название это воспринималось как "колос" - символ народного сельского хозяйства. В шубах и шапках мы, грубо выражаясь, "впирали" в когда-то великолепный, но уже обшарпанный зал смотреть, скажем, заграничный боевик о слонах "Чанг". Изредка в этом зале давали концерты; пробегая по вестибюлю на киносеанс, мы бросали рассеянный взгляд на сиротливо висевшие концертные афиши". Неудивительно - ведь при советской власти с подачи самого Владимира Ильича Ленина именно на кино делали ставку идеологи и вообще деятели культуры. Поскольку новому, не искушенному в изысканных искусствах человеку этот незатейливый в то время вид искусства был значительно понятнее чем, например, произведения Чайковского. Впрочем, и на тех редких концертах иной раз случались невиданные происшествия. К примеру, однажды здесь выступал музыкант, вполне лояльный к советским властям и даже участвовавший в экспроприации особо ценных музыкальных инструментов. Конечно же, он никого не ставил к стенке и участие его сводилось только лишь к роли эксперта. Однако слушатели прерывали его выкриками: - Вор! На награбленных инструментах играешь! И разумеется, особенные требования в то время предъявлялись к части содержательной. Отступление же от "руководящей линии" было чревато неприятностями очень даже крупными. К примеру, после одного рахманиновского концерта в "Вечерней Москве" вышла заметка под названием "Колокола звонят": "Вы входите в зал, садитесь и начинаете слушать музыку. Церковное хоральное пение, то язычески-дикое, то мистически-жуткое. Вначале вас пытаются повергнуть в "блаженный сон" "серебристыми" колокольчиками, истомными фразами скрипок, общим однообразно-убаюкивающим движением; в конце - жутким отчаянием и завываниями, поданными на фоне церковной литургии, стараются привести к истерии, к сознанию своего и вообще людского ничтожества и всемогущества "ЕГО". Все это подано на фоне "звона"... Да, вы не ошиблись, перед вами проходят различные обрядовые сцены, широкая русская Масленица, свадьба (с грубейшей эротикой), похороны... С удивлением вы смотрите по сторонам. Да, действительно, очень странная публика окружает нас: какие-то старики в длинных фраках и старушки в старомодных шелках, пахнущих нафталином, голые черепа, трясущиеся шеи, оплывшие глаза, длинные перчатки, лорнеты". Автор называл Рахманинова "ярым врагом Советской России" и награждал его другими, столь же смелыми эпитетами. А в то время пресса была, что называется, убийственной силой.
Комментарии
Прямой эфир