Кладбище немецких военнопленных расположено в 2 км от села и угадывается только по ограничивающим его территорию столбикам. Ни одного могильного холмика уже давно не осталось, и определить расположение отдельных захоронений невозможно.
В 1937 году стоявшую на расположенном рядом кладбище церковь разобрали и добротные кирпичи пустили на фундамент сельской школы, знаменитой, по словам учителей, тем, что здесь директорствовал автор первого советского букваря Николай Головин. В этой самой школе с 1943 по 1948 годы и располагался госпиталь немецких военнопленных. За это время 375 из его пациентов были погребены за селом.
"Помню немцев, они свободно ходили по селу, один сам работал врачом, мою сестру лечил, а другого упосили остаться на несколько лет после плена - очень толковый электрик был, - вспоминает один из старожилов Николай Соколов. - Мы им хлеба принесем, они все сделают".
Копии списков немецких военнопленных, захороненных в Чебакове, с прежним грифом "Совсекретно" этим летом были переданы немецкой стороне во время визита в Германию ярославского губернатора Анатолия Лисицина. Но ни одного из их родственников пока не объявилось. "Зато это единственное захоронение немецких военнопленных в Ярославской области, хотя бы местоположение которого можно точно идентифицировать", - сообщила "Известиям" директор ярославского бюро "Гессен" Галина Петрищенко (всего в Ярославской области погребено полторы тысячи немецких военнопленных).
Но не все ярославцы - участники войны с одобрением восприняли новость о реставрации немецкого кладбища. Руководители некоторых ветеранских организаций считают, что появление подобных памятников все еще вызывает раздражение у участников войны. Публичного протеста все же никто выражать не собирается. Тем временем, как сообщили в районной администрации, под Тутаевым на средства бывшего немецкого военнопленного возводится новый корпус Малаховского детского дома.