Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

ВИТАЛИЙ НАЙШУЛЬ: "МЫ ЕЩЕ НЕ ПРОИГРАЛИ"

Отсчет времени до предстоящего десятилетнего юбилея августовских событий пошле на дни: через неделю мы вспомним танки на улицах Москвы, Белый Дом, трясущиеся руки членов ГКЧП. Что би ни говорили скептики, то были великие дни новейшей российской истории. Великие - не в последнюю очередь потому, что именно в те дни Россия окончательно оформилась как самостоятельная страна, как единое государственное тело. Но каков вектор ее будущего развития? об этом мы задумываемся реже, чем следовало бы. Сегодня - этот важный разговор с читателями "Известий" начинает известный экономист, широко мыслящий ученый Виталий Найшуль
0
Виталий НАЙШУЛЬ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Концепции рыночного реформирования нашей экономики возникли еще в начале 80-х. Но лишь с началом перестройки появилась возможность обсуждать их публично. Когда же в России начались реформы, часть экономистов, имевших отношение к разработке тех концепций, ушла во власть, чтобы их воплощать (Гайдар со товарищи). Другая часть (они именовали себя учеными "особого пути") стала их критиковать - за малую радикальность и за чрезмерную усредненность мер. К последним относится Виталий НАЙШУЛЬ, глава частного Института национальной модели экономики. Явный либерал, он в то же время сторонник особого пути для России. Как это возможно? Об этом его разговор с обозревателем "Известий" Еленой ЯКОВЛЕВОЙ Страна не сломалась, но живет "на чемоданах" - Виталий Аркадьевич, да, вы - либерал. Но либерал - это обычно универсалист. Так почему вы сторонник "особого пути"? - Универсальны требования, которые предъявляет стране окружающий мир. Так, в области военной в Америке и в России будут разрабатывать примерно одинаковое вооружение: авианосцы, подводные лодки, ракеты... И никому в голову не придет вместо бомб делать ни на что не похожий русский лапоть. Там, где мировая конкуренция, военная или экономическая, - там универсальность. Так вот, мы уже проиграли военную конкуренцию, но пока еще не проиграли экономическую. Экономический проигрыш опаснее, чем военный. - А разве мы не проиграли экономическую конкуренцию? - Когда говорят об экономике, обычно имеют в виду благосостояние людей. Но экономический проигрыш грозит стране худшими последствиями, чем бедность населения. Во-первых, страну задвигают в международных отношениях (хотя, конечно, пока у нас ядерное оружие, до конца не задвинут). Во-вторых, она разваливается изнутри. Сегодня нельзя оградить себя от внешнего мира - это приведет к окончательному загниванию: в конце концов кто-нибудь пальцем ткнет - развалится. Или перейдешь в разряд "северных корей". Но: как только вы открываете экономическую границу, мировой рынок начинает вас ломать. Наиболее конкурентоспособные товары и люди повышаются в цене до мирового уровня. Это ломает товарную структуру экономики и социальную структуру. Знаете, когда американцы пришли в Южный Вьетнам, то самыми денежными профессиями стали бармен, таксист и проститутка, поскольку они обслуживали богатых американцев. Вот что-то подобное происходит при открытии экономики. Мы еще не проиграли конкуренцию, пока еще не поломалась социальная структура, пока мы еще живы. Экономический проигрыш - это жестокий социальный слом всей страны. - Это когда в лидерах бармен, таксист и проститутка? - Как пример, да. В правильно организованном обществе существуют представления о важности людей для страны. И материальные вознаграждения должны этим представлениям соответствовать. Пусть не один к одному, но близко. Представления о должном и материальные стимулы не могут действовать в противоположных направлениях - любое общество развалится. Пока еще наше общество держится. Но лишь потому, что все понимают: идет трансформация. Студенты, которые сейчас учатся на врачей, предполагают, что в будущем положение врачей изменится. Университетские преподаватели тоже. Страна живет "на чемоданах" и сохраняет старые устои. Но если мы будем загнивать, как сейчас, довольно долго... - А мы загниваем? - Имеются отдельные достижения в экономической области. Но страну красят не отдельные достижения, а массовый порядок. Превращение государства в плюшевого мишку - Мы начали разговор с либерализма, а дошли до массового порядка? - "Страны, склонные к экономическому либерализму", - это вроде бы те, которые не ходят нормальным шагом, а прыгают. Но на самом деле речь идет не о вычурной идее, а о жестком порядке в стране. Экономический либерализм в России - основа выживания. Он может кому-то нравиться или не нравиться, но мировая конкуренция предъявляет нам жестокие требования. Можно и нужно хранить устои, но нельзя бороться за диванные привычки - проиграем. Есть такая подходящая русская пословица: "Живи по старине, а хлеб ищи на стороне". - Разве либерализм это не повышенная экономическая свобода? - Давайте вспомним жестокие сталинские порядки 30-х годов. Человек работал на каком-то московском предприятии, а потом ему говорили: поезжай во Владивосток, и он ехал. И номенклатурный, и не номенклатурный. Так вот, в любой экономической системе должна быть сила, которая заставит человека из Москвы рвануть во Владивосток. Совсем не обязательно эта сила - репрессивная, это может быть и американский рынок, и немецкий порядок. Американской рыночной системе тоже в жесткости не откажешь. - Какого рода эта жесткость? - Я был в американской семье, и при мне гостя спросили, где бы он хотел жить. Он ответил: где устроюсь на работу, там и буду жить. И папа сказал сыну, хоть семья небедная: "Вот, сыночек, запомни, что жить тебе придется там, где будет работа". Чтобы не скулил: переезды не самое приятное дело и там, но в Америке человек заранее готов к тому, что судьба его будет швырять. А в СССР, начиная с 50-х годов, началось превращение государства в плюшевого мишку. Обратимся к домашнему опыту. Жена вдруг обнаруживает, что муж сидит почти все время дома. И деньги хорошие приносит, но ничего не делает. У нее сразу возникнет тревога: это что же такое?! Почему же у России в целом нет такой тревоги? - Сидим дома? - Сейчас, конечно, мы уже не "сидим дома", но пока считаем естественным порядок, когда можно "сидеть дома", и постоянно на него ссылаемся. И ждем, когда вновь настанет такой счастливый момент. А он ведь никогда не настанет. Наш либерализм должен обеспечить такую же мощную систему стимулов, как в Америке. Что ее дает? Конкуренция. Что мешает конкуренции? Дотации, субсидии, списания долгов - все, что позволяет не слушаться команд рынка. - И как преодолеть это? - Никому не давать преференций. Хотя это не просто сделать. Тяжелым грузом висят социальные обязательства, их трудно отменить и трудно перевести в денежную форму. Нет сильного государства, которое бы сопротивлялось лоббированию. Наконец, самое сложное: рынок - система горизонтальных экономических отношений: не через начальника, а напрямую - от человека к человеку. Для него нужен беспристрастный суд. Когда задумывались экономические реформы, мы даже не подозревали, как много "дыр" обнаружится вне экономики. Говорили о русской инертности, что не может быть русских предпринимателей. А оказалось, что люди очень быстро научаются подносить ложку ко рту. Но еще долго не удастся создать беспристрастную судебную систему. А если такой системы нет, кто будет "разводить"? Либо криминал, либо административная власть. Вот административная власть и восстанавливает былые позиции. Ее трудно поставить в беспристрастную позицию. У нее свои ресурсные потоки, она и игрок, и арбитр одновременно. И это противоречие как раз и мешает ей быть эффективной судьей. Старик Хоттабыч сделал мраморный телефон - Что же делает эффективной судебную систему в США? - Там судей намеренно отделяют от экономики: пожизненный статус, неизменная зарплата. Но, кроме того, они - особые люди. У нас, когда "переводят" на нашу почву какую-нибудь прогрессивную зарубежную систему, все время забывают о ее внутреннем содержании. Это похоже на то, как старик Хоттабыч делал красивый мраморный телефон. Надо понимать, кто в Америке судья. Его личностный статус настолько велик, что ему фактически дается право произвольного решения. Ему даны такие полномочия. В Америке судья - это место в культуре. - И почему к нам это "место в культуре" нельзя перенести? - Можно, но только не надо называть судьями слабых, беспомощных, встроенных в систему чиновников. Судья - это совершенно другой человек. Судья по-русски - это Князь. - Но вроде бы Россия страна, в которой личностный статус человека всегда важен. - Брежневская система разрушила систему личных статусов. Начиная с 60-х годов, мы жили по принципу " ты - мне, я - тебе", и в результате все статусы разводнились. Есть ужасная проблема с авторитетами. До 60-х годов академик - это либо реальный ученый, либо сталинский прихвостень. Но все равно это птица высокого полета. А потом появились академики, которые кому-то сделали протекцию, кому-то помогли дачу построить... - Однако все еще есть много достойных людей. - Они есть, но нет механизма, который бы вешал на них социально заметные знаки отличия. В поликлинике в одном и том же кабинете утром принимает врач "от Бога", а вечером - шарлатан, но они здороваются за руку. Все перемешано. То же самое касается военных, милиции - любой профессиональной среды. С проблемой авторитетов тесно связана проблема норм. Сейчас так: если все вокруг воруют, и я не больше других, то все в порядке. Нет образцов. Откуда же должна взяться судейская неподкупность как внутреннее свойство человека? Все время слышны скандалы, связанные с чиновниками и бизнесменами. Никак не может состояться банковская система, потому что нет доверия ни к государству, ни друг к другу. Миллиарды долларов под российскими подушками - это приговор одновременно и экономической системе, и нравственному состоянию государства. - Так что, мы без эффективной судебной системы обречены? - Чтобы создать ее, нужны идеи, а с ними плохо. Наши западники не знают Запада, наши почвенники не знают почвы. С таким умственным багажом эффективное государство не построишь. Роль переводчика любовной лирики в реформах - Так что там за "особый путь"? - В любой стране эффективный рынок, эффективный капитализм обеспечивается материальными стимулами, они везде одни и те же. Но кроме них есть и культурные стимулы, а вот они везде свои. Нашего человека надо поставить в такую систему, где культурные стимулы шли бы в одну ногу с рыночными. Но для этого надо думать. Не просто ездить за границу и кричать в мегафон об услышанном и увиденном. Задача сродни поэтическому переводу. Есть любовное стихотворение на чужом языке. В подстрочнике все будет правильно, но без любовного жара. Надо найти в своем языке средства, которые вызовут те же мощные чувства, что и в оригинале. Сказанное верно и в отношении государственных вопросов. Почти все наши реформы по западному образцу - подстрочники, причем уже два-три века. Приведите мне хоть одну красивую строчку из нашей Конституции. А если ее нет, то что же это за государство, у которого нет своей эстетики? Где красота-то его? Ученые "особого пути" шли в том же направлении, что и гайдаровская команда, и общие наши представления о том, что должно произойти, были близки. Но "гайдаровцы" говорили: сделаем, как в среднем в цивилизованных странах. А у наших была логика выведения настоящего из нашего прошлого и более радикальная позиция. Последнее священное право быть никем - События, начавшиеся у нас в 1992 году уже кажутся историей... - Мне кажется, еще нет, потому что мы живем в ситуации очень сложной трансформации, недоделанных экономических реформ, несформированного нового государства, неразрешенной проблемы роли церкви в стране. - А что церковь? - Экономика испытывает огромные потери от порушенных нравственных норм. Без коммунистического надсмотрщика наш народ осиротел. Но порядок в стране наводить придется. А это сделать невозможно без общего нравственного знаменателя. Другого же, кроме православия, источника общенациональных нравственных норм нет. (Хотя есть для отдельных народов - мусульманство, иудаизм, буддизм, для общин - баптизм, например).Очень скоро у постсоветского человека будет отнято его последнее священное право - быть никем. Будут уважать православных, мусульман и всех других верующих из крепких религий. А атеистов - не будут, по той же причине, по какой их не любят в Америке. Потому же, почему не любят хулиганов. - Есть точка зрения, что православие против капитализма. - Это постсоветская чушь. Православие - за общественную нравственность. Недавно переиздан двухтомник "Нравственное богословие для мирян", написанный еще в конце XIX века. Известный экономист Григорий Сапов говорит, что некоторые его главы читаются как корпоративный кодекс: как должен вести себя хозяин, как - работник. Первичную ломку должна пережить и элита - Что такое путинское время? Время спячки, замедления реформ? - Нет, я так не считаю. Закончился период первичной ломки. Главное социальное достижение ельцинского времени - 150 миллионов человек выброшено на рынок. Очень тяжелое испытание для всей страны, и народ прошел его. Люди начали новую жизнь. Лишились традиционных заработков, нашли другие места работы. В последние три года произошло одомашнивание рыночного поведения. Это уже не экзотика. Это то, чем занимается сосед - торгует, ремонтирует, нянчит, дает уроки английского языка. Но испытание новым государственным устройством прошел только народ, не элиты. Людей с положением ситуация пока не ставила под удар. А теперь другая история. Путин - народный президент. Он устраивает широкие массы, и он оставил их в покое. Но при нем началась трансформация элит. При Ельцине в номенклатуре сохранялся принцип "Ты - мне, я - тебе": чтобы человек остался лояльным, ему что-то обещали. А ведь можно сказать: у нас такая норма, все, кто недоволен - шаг в сторону. И Путин не стал, например, торговаться с губернаторами по поводу суверенитетов. Есть такая ценность как "единство земли русской", кто не согласен? И губернаторы тут же построились. Потому что знают, что людям не нравится ни семибоярщина, ни семибанкирщина, ни многогубернаторщина.
Комментарии
Прямой эфир