Корреспонденты "Известий" провели опросы на улице, спрашивали, что такое толерантность. Ответы были: "химический элемент", "разновидность либерализма", "что-то из сферы художественного искусства", "из сферы общения между покупателем и продавцом" и, наконец, попадание - руководитель частной фирмы ответил: "терпимость к чужим мнениям, поведению, верованиям".
Пришло время переводить стрелки общественного сознания, как с зимнего на летнее время. Время терпения кончилось, настало время терпимости. Терпение - атрибут выживания, терпимость - свойство обыкновенной жизни. Люди мы разные, молодые и старые, белые и черные, образованные и не очень, либералы и державники, хозяева и работники, а надо вместе жить. Не унижая друг друга. Получится?
"Известия" критиковали первоначальный проект программы. Около миллиона долларов ежегодно предусматривалось на формирование установок толерантного сознания на курсах и факультативах по толерантности в общеобразовательных школах, вузах, институтах повышения квалификации, на проведение мониторинга нетолерантных материалов в СМИ и разработку нормативной базы на пресечение таких случаев, на учебные программы и тренинги в МВД, Минобороны, в миграционных службах. Звучало здорово, но пахло пропавшими деньгами. Никто толком не мог назвать хоть одно четкое правило, нарушение которого каралось бы. Никто не выделил критериев, по которым оценивались бы нетолерантные материалы в СМИ или рекламно-игровая продукция.
Сегодня программа принята. Что в ней изменилось? Что она нам даст?
Леокадия Дробижева, директор Института социологии РАН, руководившая ее разработкой, рассказывает:
- На самом деле это все попытки создать новую Россию в условиях гражданского общества. Эта страна не может быть единообразной, и люди уже не могут в ней жить и действовать на основе покорности. Нам надо перестроить всю жизнь, начиная с детских садиков. Куклы в детских садах должны быть разного цвета кожи. А в школьные учебники будут включены главы о значении и важности для страны соседей другой национальности, например китайцев. Служащие миграционных служб будут проходить специальные тренинги. Сейчас пока дело пущено на самотек: если человек толерантный внутри, он обходится с мигрантом по-доброму, если грубый, скажет: понаехали тут, у нас и так плохо с жилплощадью. Тренинги будут устраиваться и для сотрудников милиции: как толерантно проверить у человека документы?
В витринах магазинов должны появиться манекены с разным цветом кожи. В автобусах, трамваях и метро лозунги, призывающие к доброте и терпимости по отношению к другим, непохожим на нас.
- Я успокоюсь, - говорит Дробижева, - когда увижу в каком-нибудь российском учреждении объявление, которое я заметила в одной кельнской поликлинике: "Берегите мигрантов!" или любое другое на тему "Берегите других".
Утвержденная правительством программа стала значительно дешевле. Она обойдется федеральному бюджету, по словам Дробижевой, в 480 тысяч рублей. Недостающее должны добавить международные фонды и меценаты, увлеченные гуманитарной идеей.
КСТАТИ
Под экстремизмом и нетерпимостью в СССР понималось малейшее "качание национальных прав", и оно жесточайше каралось. Немудрено, что с началом горбачевской перестройки первым острым вопросом стал именно национальный. Кровавые столкновения на этой почве в некоторых регионах империи заставили КПСС всерьез заняться адаптацией национальной политики к современным условиям. Среди намеченных мер не были забыты и воспитательные:
"5. Каждое поколение советских людей по-своему проходит школу патриотизма и интернационализма. Важно, чтобы уже в первоначальном социальном опыте личности, начиная с семьи и школы, пионерской и комсомольской организаций, эти ценности выступали в неразрывном единстве, исключали как национальный нигилизм, так и национальную обособленность. Следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира. Подлинной школой интернационализма должна стать служба в рядах Вооруженных Сил СССР" (1989 год. Из резолюции "О межнациональных отношениях" ХIХ Всесоюзной партконференции).
Раздражают ли вас окружающие?
Всеволод БОГДАНОВ, председатель Союза журналистов России:
- Люди для меня - венец творения. Раздражать они не могут, какими бы разными они ни были. Единственное исключение: политики и политтехнологи. Политики, которые присвоили себе право представлять миру все наше общество через свою персону. Именно они заставляют общество думать, что политика - вещь грязная. На самом деле политика, по моему мнению, кроме как чистой быть не может, а марают ее именно политики и политтехнологи.
Алексей КОРТНЕВ, солист группы "Несчастный случай":
- Больше всего в людях меня раздражают две склонности: необязательность и привычка опаздывать. За мою творческую деятельность мне пришлось расстаться со многими людьми, хотя они были просто замечательными в работе. Пожалуй, некоторых асов даже невозможно заменить. Но их разболтанность и то, что они не держали слово, вызывали во мне просто неудержимую ярость.
Белла АХМАДУЛИНА, поэт:
- Меня не могут раздражать люди, я живу очень уединенно. Я выхожу только погулять с собакой. Она добрая, ласковая, так что ни у кого не вызывает злобы. А вот я, наверное, раздражение могу вызывать. Дело в том, что я иногда хожу в шляпе. Собака и шляпа по отдельности - еще ничего, а вместе мы явно вызываем раздражение. Мне же больше попадаются добрые люди. Я вот недавно выступала в Самаре, так чувствовала прямо-таки волну доброты из зала, и я ее сейчас пытаюсь сохранить в себе.
Александр КУРЛЯНДСКИЙ, член Союза кинематографистов, мультипликатор:
- Да, очень часто. У меня есть свой круг друзей со своими пристрастиями. Чужое мнение я уважаю, каждого можно понять и оценить. Но если мне человек неприятен, я просто с ним не общаюсь. Одной из самых массовых для меня неприязней является телевидение. В силу своей профессии я стараюсь его высмеять. Например, уже некоторое время в Театре Образцова лежит мой сценарий спектакля с рабочим названием "Оставайтесь с ними". Там речь идет о телевидении. Причем сценарий построен так: все, что вызывает неприятные чувства в жизни, там превращается в легкую шутку.
Владислав КРАПИВИН, детский писатель:
- В нашем обществе с терпимостью всегда было не все в порядке. Естественно, существует много явлений и людей, которые меня раздражают. Но если я встречаюсь с хамством по отношению к себе, то стараюсь не кидаться в бой и пережить неприятную ситуацию внутри себя. Я понимаю, что жизнь сейчас трудная и у многих людей есть поводы для раздражения. Если же при мне обижают другого человека, например ребенка или старика, то приходится вступаться за них, чтобы восстановить справедливость.
Андрей РАХМИЛОВИЧ, адвокат:
- Думаю, что России толерантность несвойственна. Во всяком случае, по сравнению с европейцами. Я убежден, что толерантность присуща именно европейской цивилизации. Возможно, когда-нибудь Россия обретет это качество, но это прежде всего вопрос выбора пути: станем мы частью Европы или страной третьего мира.