Хотя очевидна и разница. Петровский замок - естественно, подлинник стиля. А дома на другой стороне - стилизация. Правда, стилизация вполне талантливая, выполненная архитектором Оскар-Жаном Франциевичем Дидио для фабрики "Сиу А. и Ко" (нынешний "Большевик").
Начало фабрике было положено в 1855 году, в подвале на Тверской. Там супруги Сиу вместе с работником и учеником открывают свое производство - кондитерское. Наверху же - кофейню.
Дело потихоньку разрастается, и в 1884 году Сиу приобретает у купчихи Терезы Гурни участок земли за Тверской заставой, где и отстраивает новую фабрику. Она сразу же поразила обывателей первопрестольной - это было первое в городе здание, полностью освещенное электрическим светом, лампочками Лодыгина.
С тех пор на нынешней Ленинградке господствуют кулинарные запахи.
Адольф Адольфович Сиу был фабрикант передовой. Он оборудует фабрику по последнему слову прогресса. Первый в России начинает механизированное производство шоколада. Внедряет холодильные компрессоры, всяческие месящие, дробящие и прочие машины. Даже для выпечки обычных русских пряников (национальный колорит на службе у сверхприбыли) он приобрел особую, вращающуюся печь. Практиковалось разделение труда, существовали участки мороженого, монпасье, драже, какао, мармелада и так далее.
Конечно, вопросы охраны труда не стояли перед предпринимателем. В московских газетах встречались такие заметки: "9 апреля на шоколадной фабрике Сив, на Петербургском шоссе, рабочий, крестьянин Рузского уезда Николай Сергеев, желая полакомиться шоколадным тестом, просунул правую руку в мешалку, но вместо теста попал внутрь коробки; у Сергеева с кисти руки сорвало кожу, и он отправлен в Ново-Екатерининскую больницу".
Заметка была названа злорадно - "Не удалось полакомиться". Дескать, так Сергееву и надо.
Но москвичей подобные подробности не интересовали. Главное, чтобы радовал душу шоколад, чтоб прохлаждали мятные пастилки, насыщали пряники. В квартирах повсюду валялись рекламные листки фабрики (реклама Сиу размещалась даже на программках концертов), жестянки со словами "Мармелад рахат лукум" и с изображением родимой фабрики. Маленькие нарисованные дети обращались к москвичам с советом: "Слушай! Кушай только шоколад Сиу и Ко".
А на Кузнецком мосту, дом 12, в самом центре Москвы фирма Сиу открыла собственное кафе-кондитерскую. Русскому обжорству противопоставлялось здесь французское изящество - кофейня "ежедневно посещалась самой избранной публикой, имеющей место, где можно было отдохнуть от суеты большого города, выпить чашечку горячего шоколада, полакомиться маленьким сэндвичем".
Желающих просиживать часы в этой кофейне было немало - Серебряный век диктовал свои законы. Поэт Дон Аминадо так описывал ту атмосферу: "Кузнецкий мост. Отделанное по последней моде кафе Сиу. И за зеркальным окном, опершись на мраморный столик, уставленный серебром и гвоздиками, - белотелая крупитчатая дама в шелках, в соболях, в перьях страусовых... Перед дамою - узкий хрустальный бокал, в нем гренадин темно-алый. И, грациозно вытянув накрашенные губки, тянет она через соломинку блаженный напиток".
В 1905 году в честь пятидесятилетия основания дела служащие фирмы Сиу торжественно преподнесли своим хозяевам альбом с названием довольно льстивым: "Что вы для нас сделали". А спустя несколько месяцев рабочие с восторгом присоединились к декабрьскому вооруженному восстанию.
Но это, простите, другая история.