Самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) является сейчас самым надежным самолетом для пассажирских перевозок. Об этом авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич заявил в среду, 15 мая. По его словам, любой самолет не выдержал бы трагедии 5 мая, произошедшей в московском аэропорту Шереметьево.
«Сегодня Superjet — самый безопасный самолет, так как каждый вылет с пассажирами сейчас готовится лучше, чем самолеты авиаспецотряда России, которые возят руководство нашей страны», — заявил Лукашевич на пресс-конференции НСН.
Он считает, что ни один другой самолет не смог бы лучше справиться с обстоятельствами, которые привели к трагедии.
«Самолет нормальный, если не сказать хороший. То, что произошло с ним 5 мая, я вас уверяю, любой самолет, будь то Boeing, Airbus, аналогично упал бы и загорелся», — сказал он.
Авиаконструктор подчеркнул, что SSJ-100 не рассыпался на части, несмотря на двукратное превышение допустимой перегрузки при последнем ударе о взлетно-посадочную полосу (ВПП). Он также считает, что удар молнии, который привел к отключению автоматики в авиалайнере, не говорит о его непригодности.
Лукашевич напомнил, что до этого момента за всю историю эксплуатации этого типа самолетов молния попадала в них 13 раз. И всякий раз проблем удавалось избежать.
Ранее 15 мая источники, близкие к расследованию трагедии, сообщили, что через 15 минут после взлета в нос самолета действительно ударила молния. Грозовая защита лайнера отключила генераторы — судно автоматически перешло на электроснабжение от аккумуляторных батарей и режим прямого управления полетом. В этом случае спокойное приземление возможно, а экипаж в случае необходимости мог зайти на второй круг.
Расшифровка «черного ящика» показала, что со второй попытки пилотам удалось зайти на посадку, но они перелетели расчетную точку приземления. Долетев до середины взлетно-посадочной полосы, SSJ-100 всё еще не коснулся ее колесами, поэтому экипаж начал «прижимать» самолет к земле.
Однако причиной катастрофы стало то, что пилоты резко увеличили режим работы двигателей и опустили нос непосредственно перед приземлением. Передняя стойка шасси сжалась и подбросила лайнер вверх, после чего борт несколько раз отскочил от ВПП. В этом случае нужно прекратить посадку и начинать экстренный взлет, но экипаж не сделал этого. При этом задние стойки шасси продавили топливные баки, из которых вытек керосин, который спровоцировал пожар.
Лайнер Sukhoi Superjet 100 вылетел из Москвы в Мурманск вечером 5 мая. Через 28 минут после взлета он вернулся в Шереметьево из-за технических неполадок. По предварительным данным, в него попала молния, после чего была потеряна радиосвязь.
Самолет совершил жесткую посадку. От удара о землю он загорелся. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Погиб 41 человек. Возбуждено уголовное дело.