«Меч короля Артура» в руках хулигана

Режиссер Гай Ричи представил авторскую трактовку легенды о рыцарях Круглого стола
Анастасия Рогова
Фото: «Каро-Премьер Россия»

Король Артур, главный герой британского эпоса, персонаж рыцарских романов, образец благородства и прочих доблестей, прочно вошел в историю мировой художественной литературы и кинематографа. Гай Ричи — один из самых ярких голливудских режиссеров нового поколения — решил замахнуться на эту священную фигуру, создав совершенно новый образ.

Артур, или Арт, в исполнении Чарли Ханнэма ничем не напоминает мифическую фигуру с просветленным взглядом — это молодой спортивный парень, выросший в криминальном квартале средневекового мегаполиса Лондиниума и сколотивший дружную банду. Контрабандист, сутенер и вышибала, он в один прекрасный день узнает, что является наследником короны. Мало того — должен отомстить за убитого отца.

Не то чтобы Артур хотел усесться на трон, но для него победить в гонке за престол — вопрос жизни и смерти. Потому что убийца папы, родной дядя Артура — Вортигерн (Джуд Лоу), разумеется, не рад конкуренту.

Весь сюжет укладывается в противостояние Артура как символа света и Вортигерна как символа мрака. Этот контраст всячески подчеркивается: Артур — блондин, носит светлую рубаху, вокруг него всегда улыбающиеся лица друзей (юмора в картине хватает), и в душе его царит гармония. Он знает, как поступать, — правильно, под диктовку собственной совести. А совесть диктует сплотить вокруг себя верных соратников, провозгласить равенство по доблести, а не по знатности и богатству, и заплатить дорогую цену за власть и трон.

Вортигерн, напротив, фигура трагическая, отсылающая к героям шекспировских трагедий: убийство брата ради короны, черные одежды и холодный взгляд человека с мертвой душой. Кстати, взгляд Джуда Лоу производит куда более сильное впечатление, чем чудовищные элефанты и прочие фантастические монстры картины.

По сути, Гай Ричи размышляет о власти — как она меняет и ломает одних и тяжким грузом ответственности ложится на плечи других. Поэтому и любовная линия в картине практически отсутствует, не считая условной симпатии между Артуром и молодой чародейкой.

Главное здесь — меч, символизирующий власть. Это жестокая мужская игра на выживание, перед которой меркнет всё остальное. Игра опасная и гибельная, где победа в любой момент может обернуться поражением.

«Меч короля Артура» — кино с фантастически мощным даже по меркам современного кинематографа визуальным рядом, где сумрачная красота натурных съемок, декораций, графики и костюмов распахивает экранное окно в полноценно проработанный мир, но не реального Средневековья, а романа-фэнтези. Грубоватая эстетика картинки придает происходящему необходимую мрачность, но обходится без избыточных кровавых подробностей.

Рваный монтаж с точечными флешбэками делает фильм гипердинамичным, а подачу истории — яркой и необычной.

«Меч короля Артура» — многоплановая, сложная и неоднозначная картина, не стандартный попкорн, а попытка поговорить о вечном, но актуальном на современном языке жанрового кинематографа. Впечатляющая попытка.

:

Фильмы Германа-старшего показали в Корее

70-й Каннский фестиваль демонстрирует верность постоянным авторам

Волин: «С онлайн-кинотеатрами ничего не случится»