В деле Сергея Фургала могут возникнуть неизвестные ранее эпизоды, уверен ряд опрошенных «Известиями» экспертов. 10 февраля бывшего губернатора Хабаровского края приговорили к 22 годам лишения свободы и штрафу в размере 522,7 тыс. рублей по делу о двух убийствах, покушении на убийство и незаконном обороте оружия. Отбывать наказание он будет в колонии строгого режима. Соучастники экс-главы региона получили от 9,5 до 21 года тюрьмы. Гособвинение осталось удовлетворено приговором, адвокат защиты заявил о намерении его обжаловать.
День за день
Приговор вынес в пятницу Московский областной суд. Изначально гособвинение запрашивало 23 года лишения свободы. Сообщники Фургала — Марат Кадыров, Андрей Палей и Андрей Карепов — получили 9,5, 17 и 21 год соответственно. Отбывать срок все фигуранты будут в колонии строгого режима.
«Путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Сергею Фургалу 22 года колонии строгого режима. В срок лишения свободы зачесть время содержания под стражей с 11 ноября 2004 по 13 ноября 2004 года и с 9 июля 2020 года до вступления в силу приговора. Один день под стражей зачесть за один в колонии», — зачитал приговор судья.
Сергей Фургал отреагировал на вердикт эмоционально. Крики всех четверых подсудимых в судебном «аквариуме» сразу после вынесения приговора слились в один, слова разобрать было сложно.
За истечением срока давности суд исключил из приговора эпизод с незаконным приобретением оружия. Представитель Генпрокуратуры Александр Коробейников заявил, что сторона обвинения осталась довольна приговором и считает его справедливым.
Кроме того, с Сергея Фургала было взыскано в доход государства 522,7 тыс. рублей, с Карепова — 432 тыс. рублей, с Кадырова — 274 тыс. рублей, а с Палея — 238 тыс. рублей.
Суд не снял арест с имущества Фургала — это 2,9 млн рублей, $3,7 тыс. наличными, а также почти 1,5 млн рублей на банковском счете. Арестованными оказались автомобиль, часы, земельные участки и прочее.
Защита Фургала в лице адвоката Бориса Кожемякина заявила, что будет обжаловать приговор.
«Приговор оцениваем отрицательно. У судьи был шанс отвергнуть вердикт присяжных и вынести оправдательный приговор», — сказал юрист.
2 февраля присяжные посчитали вину бывшего главы региона доказанной. По их вердикту снисхождения он не заслуживает ни по одному из эпизодов. Карепова, Кадырова и Палея присяжные также признали виновными по всем пунктам предъявленного им обвинения. При этом только Кадырова коллегия посчитала заслуживающим снисхождения по эпизоду о покушении на убийство.
Дело в отношении остальных соучастников выделено в отдельное производство. Скрывшиеся от органов следствия объявлены в розыск, расследование в отношении них продолжается.
В трех эпизодах
Сергея Фургала задержали в июле 2020 года, и на протяжении более чем двух лет он находился под стражей. В суде установлено, что в 2004 году экс-губернатор с соучастником создал организованную группу для совершения убийств бизнес-конкурентов. В ее состав вошли обладавшие авторитетом в криминальных кругах Хабаровского края лица, в том числе и бывший помощник Фургала Андрей Карепов. Они, в свою очередь, за денежное вознаграждение привлекли к участию в преступлениях бывшего инспектора службы безопасности аэропорта Менделеево в Южно-Курильске Марата Кадырова и хабаровского предпринимателя Андрея Палея.
Первый эпизод уголовного дела касается покушения на жизнь предпринимателя Александра Смольского. По версии следствия, бизнесмен в начале 2000-х вел дела в поселке Прогресс Амурской области и занимался скупкой металлолома, став конкурентом компании Фургала. После переговоров об уравнивании цен и отказе со стороны Смольского экс-губернатор решил с ним расправиться, установило следствие. Согласно материалам дела, 28 июня 2004 года Кадыров бросил две гранаты в предпринимателя.
Следующий эпизод — убийство бизнесмена Евгения Зори — датируется тем же 2004 годом, оно произошло в октябре. Источник «Известий» после задержания Фургала сообщал, что конфликт произошел из-за производственного корпуса обанкротившегося завода ЖБИ-2. После убийства в квартире погибшего было найдено заявление в полицию — бизнесмен опасался за свою жизнь из-за разногласий с администрацией ООО «Миф-Хабаровск». Компанией руководили Сергей Фургал, Николай Мистрюков и Олег Булатов.
Третий эпизод связан с убийством бывшего сотрудника компании Сергея Фургала Олега Булатова. Покушение произошло 31 января 2005 года — мужчину расстреляли возле его гаража, а в его дом бросили гранату. По версии обвинения, убитый узнал, кто ликвидировал Зорю.
Фургал, посчитало следствие, был заказчиком преступлений, Карепов — организатором, а Кадыров и Палей — исполнителями. Свою вину по каждому из предъявленных обвинений никто из них так и не признал.
В конце 2021 года стало известно, что в отношении Фургала и других лиц заведено еще несколько уголовных дел — теперь уже по экономическим статьям. Экс-губернатору предъявили обвинения в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), легализации имущества, приобретенного преступным путем (ст. 174 УК РФ), незаконной предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Вину он не признал.
Следствие считает, что члены созданной Фургалом ОПГ совершили хищения на сумму более 3 млрд рублей на территории Москвы и Хабаровского края. Среди потерпевших — «Амурсталь», МСП Банк, корпорация МСП, Global Metcorp Ltd.
Равный тяжести
Приговор Сергею Фургалу можно считать адекватным, отметил в беседе с «Известиями» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По его словам, экс-губернатор получил срок, равный тяжести его деяний.
— Вероятнее всего, это будет не последний приговор. Следствие досконально изучит его биографию, и наверняка будут выявлены новые эпизоды, по которым его будут судить, — сказал Кирилл Кабанов.
В последние годы появилось множество уголовных дел против бывших крупных чиновников, которые тем или иным образом были связаны с оргпреступностью или коррупционными схемами.
Незадолго до этого завершилось еще одно громкое дело, одним из участников которого оказался бывший сенатор Рауф Арашуков, а также его отец Рауль, работавший в компании «Газпром межрегионгаз». Обоих приговорили к пожизненному сроку. Присяжные признали обвиняемых виновными в организации преступного сообщества, двух убийствах, а отца экс-сенатора — еще и в хищении газа на 4,4 млрд рублей. Эта сумма также взыскана с осужденных в доход государства.